Posted 27 февраля 2015,, 07:00

Published 27 февраля 2015,, 07:00

Modified 14 декабря 2023,, 15:53

Updated 14 декабря 2023,, 15:53

Татьяна Мерзлякова: В Свердловской области «водный вопрос» обострился до предела

27 февраля 2015, 07:00
В докладе свердловского омбудсмена Татьяны Мерзляковой о деятельности в 2014 году одной из наиболее социально значимых названа проблема питьевого водоснабжения населения. Независимые эксперты убеждены: вопрос стоит гораздо острее.

В своем докладе уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова отмечает, что жалобы на качество питьевой воды регулярно поступают в адрес Уполномоченного, однако в отчетном (2014-м) году «водный вопрос» обострился до предела. Так, в марте поступило коллективное обращение жителей Железнодорожного района Екатеринбурга, которые сообщили об отравленной воде в водопроводе. Были направлены соответствующие запросы в Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, прокуратуру Свердловской области, Свердловскому межрайонному природоохранному прокурору, в которых Уполномоченный просила провести проверки сообщений граждан. Был также направлен запрос главе Екатеринбурга – председателю Екатеринбургской городской думы: сообщить о работе, проведенной органами местного самоуправления по информированию населения о случившемся и о принятых мерах.

Из ответов на запросы следовало, что компетентные органы оперативно обследовали береговую территорию Верх-Исетского пруда, провели сплошные проверки девяти предприятий на предмет использования трихлорэтилена в рабочем процессе, выявили нарушения экологического законодательства и к руководителям применили меры прокурорского реагирования, в том числе были возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ. Кроме того, в адрес генерального директора ЕМУП «Водоканал» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в Ленинский районный суд Екатеринбурга направлено исковое заявление о понуждении администрации города разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения городского округа.

В докладе Уполномоченного подчеркивается, что проблема питьевого водоснабжения остро стоит не только в областном центре. Органам публичной власти необходимо усилить внимание к вопросу защиты от загрязнения и от дальнейшей деградации имеющихся поверхностных источников, задействованных в системе питьевого водоснабжения и других городов области. Действующая система водоснабжения не удовлетворяет потребности жителей городов Екатеринбурга, Полевского, Первоуральска, Ревды, Дегтярска, Байкаловского района. Уполномоченный отмечает, что на общественных слушаниях, проведенных Общественной палатой Свердловской области в апреле, была принята рекомендация об ускорении проектирования и строительства альтернативного источника водоснабжения с системой подачи питьевой воды в Екатеринбурге.

Проблема усугубляется в связи с сообщениями экологов и информацией СМИ о катастрофическом состоянии Северского пруда в Полевском районе: в водоеме вымерла рыба, вслед за ней – ондатры и бобры. Известно, что вода из Северского пруда через реку Чусовую попадает в Волчихинское водохранилище, которое является главным питьевым источником для уральской столицы. Теоретически отравленная жидкость может попасть и в дома жителей Екатеринбурга, — сообщает Мерзлякова.

Уполномоченный добавляет, что «водный вопрос» – насущный и для Дегтярска, обостряется он в связи с предполагаемым строительством металлургического завода по производству сурьмы в черте города, а также с сообщениями о выделении участка под строительство завода с нарушением земельного и градостроительного законодательства. По Правилам землепользования и застройки, действующим на территории города, на данных участках нельзя строить предприятие III класса вредности.

Экологи отмечают, что основной участок граничит по забору с фермерским хозяйством, в 50 метрах расположены жилые дома, на таком же расстоянии начинается водоохранная зона реки Исток, являющейся притоком Волчихинского водохранилища. По документам, полученным общественным экологическим объединением в Роспотребнадзоре Свердловской области, данное предприятие будет осуществлять выбросы в атмосферу – в год 821,17 тонны вредных и ядовитых веществ и их соединений (в числе 28 вредных и ядовитых веществ – сера, мышьяк, цинк, свинец, ртуть и многие другие). Близость данного предприятия к притоку Волчихинского водохранилища создаст опасную ситуацию: осаждаемые в реке Исток опасные элементы беспрепятственно попадут в водохранилище, — сообщает Мерзлякова.

В то же время общественные активисты и независимые экологи отмечают, что проблемных точек питьевого водоснабжения в Свердловской области гораздо больше, чем это представлено в докладе Уполномоченного. В частности, общественное движение Невьянского городского округа «Цианидам — нет!» уже несколько лет борется против размещения в 740 метрах на возвышенности от села Быньги и реки Нейва золотообогатительного производства.

Как стало известно РИА «Энергетика и ЖКХ», накануне активисты этого движения составили очередную петицию президенту России, в которой говорится, что «размещение данного экологически опасного производства золота с применением сильнодействующего яда — цианида натрия приведет к отравлению солями тяжелых металлов пахотных земель в с. Быньги, рек, а также единственного источника питьевой воды г. Невьянска — Романовского водозабора (подземного артезианского источника питьевой воды)».

Председатель правления РОО Свердловской области «ЭКОПРАВО», член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Андрей Волегов в интервью РИА «Энергетика и ЖКХ» назвал главные причины проблем с питьевым водоснабжением:

Это связано с повсеместным игнорированием местными властями и эксплуатационными организациями водоснабжения и канализации (ВиК) требований федерального законодательства в части обеспечения нормативного качества воды в централизованных системах, с продолжением практики выдачи государственными уполномоченными органами различных временных согласований и разрешений, с формальным исполнением государственными уполномоченными органами процедур выдачи лицензий и контроля лицензионных требований, с отсутствием систематической работы властей региона с органами МСУ по вопросу функционирования систем жизнеобеспечения населения (ВиК, отходы, теплоснабжение)».

Волегов назвал наиболее проблемные точки питьевого водоснабжения Свердловской области. Помимо Екатеринбурга, это Первоуральск, Новоуральск, Красноуральск, Горноуральский заводской округ и др.

Говоря о вопросе взаимодействия региональной и муниципальных властей с общественностью и СМИ в части решения проблем питьевого водоснабжения населения, Волегов отметил:

Никакого взаимодействия нет, так как сфера ВиК, как сфера жизнеобеспечения не входит в приоритеты деятельности властей как формально, так и фактически, наведение порядка требует многолетнего упорного труда за пределами выборных циклов, так что гордиться нечем, а значит, и не о чем говорить.

"