интервью на Tagilcity.ru
Ценность человеческого общения

Ирина Бакуменко - ведущая киноклуба «Киногурман» в кинотеатре «Красногвардеец»
«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
Зачастую мы сами о себе многого не знаем и, общаясь, узнаём себя: мы задаём вопросы, нам задают вопросы - мы получаем ответ, нам дают какой-то ответ.

Так происходит процесс самопознания: через Искусство, себя, окружающих людей.
Ирина Бакуменко
ведущая клуба «Киногурман» в кинотеатре «Красногвардеец»
Как появился «Киногурман»?
— Сначала возник киноклуб «ЭХО» - Экран Художественных Открытий. Его мы создали с киномехаником «Красногвардейца» Виталием Скоревым, у которого была хорошая коллекция мюзиклов, для студентов музучилища. Первым поставили мюзикл «Кошки» Э. Л. Уэббера. Он оказался настолько популярен, что возникла идея «Не попробовать ли подобное и для взрослой публики?»

На первом «Киногурмане» 1 декабря 2005 года мы показали фильм А. Федорченко «Первые на Луне» и с удивлением обнаружили, что людям это интересно, что кино – это просто океан!

Даже за 12 лет существования Киноклуба осталось ещё столько непросмотреного и интересного, а ведь ещё и новинки выходят!
Зачем обсуждать фильмы?
— Можно бесконечно обсуждать проблемы политики и социального неблагополучия, но здесь мы не всегда в силах что-то изменить. Большое же, настоящее, Искусство вечно при любых условиях и политике.

В таких разговорах ты сверяешь своё мнение, свои возможности, свои суждения и личный опыт с тем, что видишь на экране и спрашиваешь себя: «А что бы я сделал на месте героя?» или «А почему он так поступил?»
От чего зависит градус и глубина восприятия фильма?
— Глубина погружения в общечеловеческую проблему и самого себя зависит от качества и количества пришедших людей, а вектор этому задает фильм, который смотрим.
Всё уже давно можно смотреть на компьютере, но почему на эти фильмы приходят в кинотеатр?

В филателии на маленькие марки переводят изображения известных картин знаменитых художников, но невозможно получить полное представление о картине, рассматривая малюсенькую марку.

На большом экране вдруг видишь тонкости и такие важные моменты, что думаешь: «Боже ж ты мой! Как же я этого не увидела?» - это и есть магия большого экрана.
Что в этих встречах?
— Собрать людей – это очень большой труд и важно создать особую атмосферу, в которой они почувствуют, что я их всех жду, люблю, уважаю и ценю их суждения о фильме. Мне интересно, когда моё мнение не совпадает с чьим-то другим.

Мы же никогда не видим 16-ого камня, как в знаменитом японском саду «Рёандзи», мы видим только 15. А другой человек с иной стороны подошёл к той же теме и увидел «камень», который ты не заметил.

Тогда удивляешься: «Как я это даже не увидела!» и настолько благодарна тогда за тот паззл, который добавился в моё впечатление, и оно стало объёмней.
Можно отнять всё, что угодно – шубу, квартиру, машину. Наши впечатления от жизни, от Искусства украсть невозможно.

Они остаются навсегда нашей главной ценностью. Даже если у человека ещё нет «насмотренности», нет наработанного объема души, даже если человек ничего не понял - всё равно это остаётся.
Какие люди чаще приходят?
— Очень интересные люди разных возрастов и профессий: студенты, художники, музейные работники, учителя, журналисты, бухгалтеры, спортсмены, массажисты, врачи, кто-то работает на заводе инженером или рабочим. В общем, кого только нет!

Приезжают с Вагонки, Старателя, Тагилстроя, Гальянки, даже из Екатеринбурга.

Они специально приезжают, приходят в «Красногвардеец»! После работы, холодные, голодные, чтобы посмотреть кино, чтобы пообщаться со мной, с киногурмановцами. Это очень дорогого стоит и я очень это ценю.

Перед каждым Киноклубом очень волнуюсь, попаду ли в точку ожидания? Будет ли это людям интересно, важно? Получится ли у нас обсуждение? Скажут: «Спасибо» или «Какой плохой фильм вы подобрали, Ирина Анатольевна».

С другой стороны я понимаю, что мы все очень разные. У нас всех разные ожидания, разные проблемы, видение и понимание жизни. Поэтому нормально, что мы не совпадаем в некоторых мнениях.
А понравилось ли?
Кому-то после фильма важно тут же поговорить на эту тему, а кому-то наоборот побыть в тишине и переварить увиденное.

Когда просто уходят думаю «А понравилось ли?», но судя по тому, что они приходят снова на следующий киносеанс - им здесь нравится. Высказываться о фильме не заставляю никогда, потому что это очень интимный, тонкий процесс и человек сам решает, идти ли ему на публичное общение.
Иногда приводят детей на фильмы. Например, чудесный фильм был - «Оседлавший кита» - просто изумительный для семейного просмотра. Столько потом было благодарностей!
«Скажи мне что ты любишь, и я скажу кто ты»
Есть интересное высказывание - «Скажи мне кто твои друзья, и я скажу кто ты». А я говорю так: «Скажи мне, что ты любишь в Искусстве кино, живописи, театра, литературы, музыки - и я скажу кто ты».

Интуитивно разбираясь в своих проблемах, человек смотрит, как в такой же ситуации поступает другой, например герой фильма. Он выбирает те произведения, которые резонируют с его внутренним состоянием.


Предпочтения - это как лакмусовая бумага состояния души.
Художники часто говорят «Искусство ничему не учит»
или всё-таки учит?
Серьёзное и глубокое Искусство - учит. Только не напрямую, а опосредованно.

На чужом примере мы проживаем ещё одну жизнь, формируем нравственно-этический стержень и получаем опыт: эмоциональный, умственный и духовный.

Но учиться или нет - это уже личный выбор.
Меняется ли восприятие фильма со временем?
Какие-то фильмы в юности произвели на меня очень большое впечатление, но тогда я ничего вразумительного о них сказать не могла. И любопытно: «А сейчас как?»

Сейчас смотрю фильм и с радостью вижу в нём то, чего в 20-летнем возрасте не могла понять, потому что была не готова. Наша душа или растет, или нет. Я уже возраста элегантного и понимаю, что жизнь прожита не зря, что я накопила какой-то человеческий багаж. Я раздвинула границы своей души и способна глубже воспринимать о чём этот фильм и почему режиссёр его создал - это замечательный момент.
Раз я сама расту как личность, то, наверно, объём моей души и привлекает людей. Как культуролог по третьему образованию могу понять тенденции, какие-то вещи в целом, рассказать о языке искусства. Я в этом отношении подкована, и я обязана такой быть.
Искусство – самый древний вид деятельности человека. В чём секрет «долголетия»?
Искусство создается не только для того, чтобы профессионалы в нём искали какие-то «измы». Оно создается для людей. Маяковский сказал: «Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно».

Искусство существует даже дольше философии и права. Почему? Потому что призвано в первую очередь не развлекать, а делать человека духовной сущностью - очеловечивать.

Когда ты видишь человека «набранного», то очень интересно с ним пообщаться, ведь главное ни кто ты, а с кем ты. Относительно другого ты познаешь самого себя. Этот процесс, очевидно, запускается и на Киноклубе.
— Что становится поводом для обсуждения?
— В «Киногурмане» мы общаемся не столько про кино, хотя конечно точка отсчета - фильм, но и вообще про жизнь. Только поводом для общения становится тема, которую режиссёр раскрывает в картине.
Что для Вас каждое такое мероприятие/фильм?
— Для меня каждый фильм, каждое мероприятие – это тоже определенная точка роста. Я понимаю, что не стою на месте, что развиваюсь, что двигаюсь. Это же очень важный момент - чтобы человек всё время был в движении.
По какому принципу отбираются фильмы? Или нет никакого принципа?
— По принципу!

· Чтобы он нёс глубокую идею
· Чтобы он был профессионально снят
· Чтобы были хорошие актёрские работы
· Чтобы фильм показывал интересную человеческую историю.

Почему вызвал такой отклик фильм «Напарник»? Потому что там ни про банкиров, ни про олигархов, ни про криминал – таких людей нет в моём окружении. Меня окружают обычные люди, и я хочу знать, как обычный человек, такого же статуса как я, переживает различные жизненные трудности. Как в них он остаётся человеком, несмотря ни на что. Поэтому мне важна та история, которая заложена туда.
Ещё считаю, что не имею права людей перегружать.
Они и так перегружены проблемами в жизни. Если я выбираю какой-то серьёзный фильм, может даже непростой для восприятия или с трагическим финалом, то он всё равно должен давать хоть какую-то надежду, некий «свет в конце тоннеля».
Например мы смотрели фильм В. Сигарева «Жить». Очень тяжелый фильм и очень непростой для восприятия, но его посыл жизнеутверждающий: «Что бы с тобой ни случилось в жизни – живи. Жить. Нет ничего ценнее жизни». Мы с тяжелым чувством вышли из зала после этого фильма, но он дал пищу для глубоких размышлений.
на эти фильмы и встречи приходят уже много лет. Почему?
В наше время, большая часть интеллигенции ограничена кошельком, чтобы часть ездить по театрам и музеям Москвы и Питера. Я очень много путешествовала в советские времена, но сейчас такой возможности нет и это общение я создаю искусственным путем, за счет «Киногурмана».

Мы ходим на выставки, филармонические концерты, даже вместе путешествовали. Познакомившись в кинотеатре, в нашем окружении прибавилось много добрых, хороших, интересных, умных и интеллигентных людей - это здорово! Мы перезваниваемся, встречаемся, дружим.
Как формируется репертуар? В нём есть что-то современное?
— Руководство кинотеатра с доверием и уважением относится к моему подбору фильмов, который я делаю для «Киногурмана».

Хотелось бы посмотреть Звягинцева. Мы уже смотрели один его фильм - «Изгнание» - и он потрясающий. «Фауст» А. Сокурова смотрели - тоже потрясающе! Это как прикосновение классика к классике.

К сожалению, я не смогла смотреть А. Германа. Потому что вызывает такое разочарование в человеке, в человечестве. Тут и так становится трудно держаться на плаву, оставаясь человеком, а ещё и смотреть то, что тебя выбьет, потопит – очень тяжело и нужно делать осторожно. Тем не менее, стараюсь и новинки смотреть.

А классика?
— В классику ныряю, особенно в советскую, когда хочется отвести душу. Она всегда просто фонтан! Сейчас советское кино интересно тем, что в нём такое созвездие личностей-создателей, личностей-актеров, их судеб, что оно всегда будет актуально.

Потрясающий Карен Шахназаров в «Линии жизни», когда пришел работать на студию «Мосфильм», сказал:
Там «работали выдающиеся режиссеры — от Эйзенштейна до Тарковского. Когда я пришел в кино, то застал такое созвездие! Одновременно работали Сергей Бондарчук, Лариса Шепитько, Леонид Гайдай, Элем Климов, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Александр Алов и Владимир Наумов, Андрей Тарковский, Эмиль Лотяну. Каждое из этих имен — бренд. В конечном счёте, студия — прежде всего личности, люди, которые там работают».

Например недавно мы все вместе смотрели и открывали для себя такого удивительного советского режиссёра, как Илья Авербах.
Чем советские фильмы отличается от современных?
— В советское время государством постулировалась ценность человеческой личности, хоть и это не всегда выполнялось.

Однако в 60-е годы была попытка не только постулировать, но и сделать человека ценностью общества. И вышла плеяда таких личностей. Поэтому если взять, что режиссера, что оператора, что актёра, что художников, что музыкантов – это такое было соцветие.

Когда встречаются такие потрясающие люди, то даже среднестатистический фильм намного превосходит то, что мы сегодня смотрим. Потому что сегодня увлекаются спецэффектами, а спецэффекты - ещё не качество фильма.
Какой сейчас у нашего времени большой минус? Общество потребления нивелирует личность. Зачем личность? Самое главное ты потребляй и будешь счастлив. Главное, чтобы у тебя деньги были. потребляй. Чем больше ты потребишь, тем будет больше тебе счастья - А какая жизнь, такие и фильмы.
Если представить, что современные технические возможности были бы у тех режиссёров, чьи фильмы уже вне времени? Что получилось бы?
— У Тарковского возможностей для создания спецэффектов не было. Он к фильму «Солярис» бурлящий океан делал в тазике, просто оператор это потрясающе снял. Хотя и сейчас жив А. Сокуров, но снимает также на пленку, потому что есть в ней всё-таки какая-то магия, которая отличает от современных фильмов.
Хотя дело не в спецэффектах. Дело не в палитре и количестве цветов, которые стоят перед тобой. Дело в том, что ты хочешь этими красками рисовать. Зачем ты создаешь этот фильм?

Чтобы вызвездиться и сказать: «О, какой я замечательный! О, как я умею! Какой гениальный!» или с другой целью? Или у режиссера болит душа и он не просто снимает фильм. Он снимает о том, что его цепляет. Как, например, была передача о Михаиле Ефремове, который сам был заточен на социальные проблемы и поэтому много было спектаклей именно такой специфики. Один из них даже - «Сталевары» - приезжал к нам в Нижний Тагил с Е. Естигнеевым в главной роли. Я тогда девчонкой была и помню - это было потрясающе!
встречи
Какие были самые запоминающиеся встречи?
На один из первых фестивалей документального кино к нам приезжал А. Р. Сергиенко, режиссер. Он снял фильм о своем отце - знаменитом кинодокументалисте.

Фильм шёл больше часа. Потом я встала, мне проводить встречу, а у меня ком в горле и говорить не могу, потому что я понимаю, как рядом с таким человеком жить непросто. Как это трудно и как надо соответствовать, и тянуться до него. У меня сам выпал вопрос: «Как же Вы рядом с таким человеком живете?!» Люди почувствовали, что я глотаю слезы и такая потрясающая тишина стояла и его - «Конечно, непросто». Из зала вышла женщина, она просто обняла его и сказала: «Спасибо Вам за фильм, спасибо вам за папу».

Меньше чем через месяц он умер. Сердечный приступ. Не спасли. Тогда я осознала, какой это титанический труд снимать фильм. Ведь всем кажется, что это так легко. А ещё надо уметь работать с людьми и не озлобить их против себя. Сделать единую команду, которая будет работать с тобой, и создавать продукт. Это нервы, это силы, это такой титанический труд, это такая отдача души.
Конечно, не забываются встречи с Андреем Шемякиным - это наш главный киновед страны, он ведёт «Документальную камеру» и возглавляет гильдию неигрового кино.

На ТВ-4 у сотрудников просто был шок, что на тагильском телевидении вдруг появился Андрей Шемякин.

Это как Путин почти, только от кино. Интеллигентнейший и потрясающий человек.

К. Шахназаров, когда набрал курс, сказал: «Ребята, я сразу вам должен на берегу сказать - у вас нет никакой надежды на будущее. Будьте к этому готовы». Тут он прав, потому что десятками, сотнями выпускаются актёры, сценаристы, режиссёры, а знаем-то мы только единиц. Почему кино так воздействует на нас? Потому что все искусства синтетическим образом сплетаются в кино. Спектр возможностей воздействия на человека гигантский.
моменты
Какие самые запоминающиеся моменты?
Когда люди просто уходят с другими глазами и говорят: «Спасибо, спасибо за фильм! Спасибо за интересную информацию, за впечатления, есть о чем подумать, поразмышлять, спасибо»

Это больше всего запоминается.
Во время фильма в режиме реального времени на скрипке и фортепиано джазовые музыканты озвучивали «Поцелуй Мэри Пикфорд».
Джаз – это музыка, которая рождается здесь и сейчас и от того, как реагирует публика, зависит, что и как будут играть музыканты.

Поэтому тогда я порекомендовала людям не сидеть молча, а если что-то нравится, хлопать, выражать свои восторги, смеяться. Получилось потрясающе. Даже музыканты сказали: «Мы уже столько лет (в Екатеринбурге это не первый год), у нас ни разу такого не было».


Просто я 38 лет проработала педагогом и умею общаться. У каждого – свой талант. Вот у меня талант общения с людьми и дар языка Господь Бог дал, поэтому когда я выбираю фильм мне самое главное понять: о чем, про что, для чего и зачем я это показываю. И тогда я уже умею настроить публику, подсказать важные моменты, особенности построения фильма.
Смотрели фестиваль анимационных фильмов и там были взрослые мультфильмы с взрослыми проблемами. Короткие, но ёмкие.

Много проблем действительно жизненных и непростых. Народ пришел немного отдохнуть, а не вышло, но получилась большая душевная работа.

Люди вышли с таким двойственным чувством, потому что привыкли к радостной советской анимации. Она особо подходит для детей. Так никто больше не снимал и не снимает. Наш актер, Олег Видов, нажил себе состояние в Америке, только демонстрируя классику советской мультипликации.
Ещё «Перекресток» Насти Мирошниченко. Она привозила фильм о непростой судьбе художника, который жил на вокзале.

Чудный, интеллигентный, милый человек, не озлобившийся. Показывая фильм в разных городах, собирали деньги, чтобы купить ему квартиру.

Я это рассказала ребятам с худграфа и они сделали студенческую выставку в киноклубе «ЭХО», а после фильма надо было видеть, как из кошельков они доставали свои последние копейки. Дети! Студенты! Складывали в ту копилочку - мы собрали около 2 тысяч. Но такие дорогие были это денежки! Кинотеатр ещё немножко вложился, и их отправили в Белоруссию.

Кусочек наш есть теперь в квартире этого художника. Это же потрясающе! Это замечательно! Кино для этого существует, а не просто тут повитийствовать кудряво.
Зачем кино?
— Мои студенты-музыканты такие эмоциональные, когда выходили с фильма от переполняющих их чувств – плакали. Утешала и спрашивала:

- Слушайте, девочки, может не показывать такие серьёзные фильмы вам?
- «Ой, что вы, показывайте!» - и слёзы текут.

Нам не хватает в реальной жизни каких-то больших, сильных, добрых, хороших, очищающих эмоций, переживаний. Катарсиса не хватает. Когда эти слёзы или смех случаются на киноклубе «ЭХО» или «Киногурмане» - это такое очищение. Недаром же в Древней Греции малоимущим муниципалитеты греческих городов выдавали специально бесплатные билеты на театральные представления, потому что считалось, что периодически проходя через переживания, человек очищал свою душу от страданий, от боли и наполнялся новыми положительными, созидательными эмоциями.

Именно с этой точки зрения я подбираю фильмы: и для детей, и для взрослых. Стараюсь, по крайней мере. Как у меня это получается – не знаю, я тоже живой человек, но раз клуб существует, наверное я на верном пути.
comments powered by HyperComments
Текст: Екатерина Малых
Made on
Tilda