Posted 18 сентября 2014,, 08:25

Published 18 сентября 2014,, 08:25

Modified 4 августа 2022,, 21:41

Updated 4 августа 2022,, 21:41

Станет ли Нижний Тагил «светлым»? Судьба соцпроекта в руках ФАС

18 сентября 2014, 08:25
Руководство Свердловской области поставило под сомнение целесообразность предоставления в полной мере дополнительный дотаций муниципалитету на очередной финансовый год.

Заявленный минимальный объем расходных полномочий для решения первостепенных задач Нижнего Тагила составляет 7104 млн. руб., Свердловский же минфин готов, да и то предварительно, «раскошелиться» на 2,37 млрд. меньше. Не сдерживает регион своих обещаний и по финансированию отдельных проектов города в 2014-м году, ссылаясь на дефицит средств.

Попытки главы второго по величине муниципального образования области Сергея Носова привлечь инвесторов для финансирование важных для города программ развития у руководства региона одобрения тоже не вызывают, если не сказать больше... В частности, вице-премьер губернского правительства Галина Кулаченко, руководствуясь, надо полагать, и административными указаниями свыше, и информационным посылами структур, близких к известному общественному деятелю Алексею Навальному, уже направила официальный запрос в прокуратуру Свердловской области с требованием опротестовать объявленный мэрией конкурс на заключение крупнейшего в истории Нижнего Тагила контракта жизненного цикла (КЖЦ) по проектированию и строительству объектов наружного освещения в рамках одобренной областью же муниципальной программы «Светлый город». При этом глава города о действиях свердловских чиновников на проявленную и вместе с тем традиционно наказуемую инициативу своевременно в известность поставлен не был.

Своеобразный контракт века местного, правда, значения позволил бы Нижнему Тагилу решить все проблемы с освещением городских территорий и присоединенных 18 сельских поселений в рамках муниципальной программы развития социальной инфраструктуры путем привлечения средств частных инвесторов. Цена вопроса - 12, 5 млрд. руб. Вложенные средства инвестор вернет в течение 20 последующих лет равными долями и с учетом коэффициента инфляции. Необходимая публичная процедура обсуждения возможной реализации КЖЦ была проведена еще в июле текущего года. И до недавнего времени никаких возражений по проекту со стороны региональных властей не поступало.

Официальная версия протестных действий губернского Минфина неизвестна. По словам пожелавших остаться неизвестными подчиненных госпожи Кулаченко, решение по обращению в прокуратуру инициировано по непосредственному административному указанию главы области Евгения Куйвашева и председателя правительства Дениса Паслера с целью «поставить Носова на место».

Уточним, официальное письмо на имя первого заместителя прокурора области Владимира Маленьких было отправлено 8 сентября.

Заключение данного муниципального контракта повлечет необоснованные ежегодные выплаты из бюджета МО в размере 445 миллионов рублей гласит текст письма Минфина.

Вместе с тем глава ведомства отмечает, что КЖЦ является разновидностью государственно-частного партнерства, которое предусматривает взаимодействие государства и бизнеса для решения значимых задач на взаимовыгодных условиях. Достаточно интересна и другая фраза в послании министерства: «КЖЦ должен помогать в развитии социально значимой инфраструктуры при ограниченном бюджете». Но признавать нижнетагильский контракт контрактом жизненного цикла Галина Кулаченко тем не менее отказывается, ссылаясь на неполный перечень работ, перечисленных в техническом задании проектной документации. Еще одно нарушение - несвоевременное проведение публичных слушаний по указанному проекту. Вернее, извещение о проведении публичных слушаний мэрия опубликовала на день-два позже, чем планировалось. И теперь получается что именно из-за этого одного дня область хочет лишить жителей Нижнего Тагила возможности решить все проблемы с освещением городских территорий.

С завидной оперативностью - в этот же день (08.09.2014.) - начальник управления надзорного органа Андрей Курьяков отправил аналогичный запрос руководству федеральной антимонопольной службы по Свердловской области «о рассмотрении по существу обращения заместителя председателя правительства Свердловской области о нарушении законодательства по контрактной системе со стороны администрации Нижнего Тагила при размещении на официальном сайте в сети интернет извещения от 28.08.2014.». Руководство же города о ведущихся контрольных мероприятиях было уведомлено лишь в середине сентября.

Нам говорят о том, что инвесторов привлекать надо. Более того, это, подчеркну, будет стимулироваться. На деле выясняется, что собственно практики привлечения инвесторов на такие проекты как таковой нет. Да и, если честно, желающих инвестировать средства в соцпроекты, тоже не столько, чтобы среди них естественный отбор производить. А сейчас с чьей-то подачи муссируется тезис, что город таким образом загоняют в долги. А как вы хотели? Что-то получить и ничего не заплатить? Долговые обязательства, смею вас уверить, не повлияют ни на своевременную выплату зарплаты, ни на действующие социальные программы. И из Тагила установленная система освещения потом никуда не «уедет». Я могу пример попроще привести. Нам нужно 10 школьных автобусов. дают - два, из них - один на замену изношенного. Сколько лет займет процесс обновления? Правильно, дети уже успеют школу закончить. Поэтому проще взять 10 автобусов сразу в лизинг. Всё то же самое, только пользоваться можно уже сегодня, а не в обозримом будущем высказал свое видение проблемы градоначальник Сергей Носов.

Методы и способы административного давления на «Путинград» в принципе не новы. На любой муниципалитет (будь то Екатеринбург или Нижний Тагил...), смеющий оспаривать отдельные решения областного руководства, можно воздействовать финансовыми рычагами влияния, как это, видимо, и пытается делать свердловский губернатор. Однако авторитарность в стиле руководства должна быть избирательной. Ведь использовать информационные посылы оппозиционных президенту РФ сил тоже не политкорректно считает московский политолог Евгений Иванов.

Напомним, несколько ранее с такой же идеей опротестования нижнетагильского КЖЦ выступили кураторы проекта «Роспил», входящего в состав известного фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Но и их возражения по сути проекта изложены достаточно расплывчато. Борцы с коррупцией отмечают, что практика заключения подобных контрактов пока не регулируется действующим законодательством. Единственный более-менее внятный документ, содержащий перечень случаев, когда КЖЦ может использоваться, постановление правительства РФ №1087.

А между тем в области началась процедура формирования бюджета на очередной финансовый год. По предварительным данным, сформированным в ходе составления протокола разногласий о выделении бюджетных дотаций, расчетная потребность Нижнего Тагила на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения составляет сумму в 11, 59 млрд.руб., из них минимальный объем на обеспечение полномочий расходных полномочий, по расчетам муниципалитета, 7,1 млрд. руб. Это на 2,37 миллиарда больше, чем планирует выделить область. Значительную часть именно этих средств город хотел бы потратить на ремонт и содержание дорог. На благоустройство территорий была заявлена сумма в 335 миллионов рублей. Область обещает только 170. На дальнейшее развитие инвестиционных проектов регион готов выделить лишь 60 миллионов рублей вместо ожидаемых 400. Вряд ли это можно назвать бюджетом развития. Речь идет о решении минимальных потребностей муниципалитета.

В аналогичной ситуации находится и другой «строптивый» город - Екатеринбург. Судя по данным губернского Минфина и протокола согласования доходов и расходов на 2015 год, опубликованном депутатом ЗакСо Андреем Альшевским, общая сумма разногласий между предложениями областной столицы и региональным центром власти составляет 3 миллиарда рублей.

Удастся ли областному руководству найти финансовый консенсус с ведущими муниципалитетами региона, неизвестно.

Складывается впечатление, что некоторые наши ответственные работники высокого ранга не вполне понимают достаточно простую вещь: это область состоит из городов, и успехи городов прямо или косвенно влияют на общий имидж субъекта федерации. Опыт Носова по привлечению инвесторов, разумеется, интересен и не бесспорен, но и аналогов такого сотрудничества в области действительно нет. В том же Тагиле длительное время заморожено строительство детской многопрофильной больницы. Это, между прочим, объект областной принадлежности. Чтобы его достроить нужно миллиарда 4, в облказне обещали найти пока 200 миллионов. Вот тут бы и задуматься о поисках инвесторов поделился с автором другой народный избранник.

© Владимир Инжеватов для TagilCity.ru

Материалы по теме
"