расследование tagilcity.ru
Страх и ненависть в ритейле
Как продукты попадают в торговые сети Нижнего Тагила?
Почему товары местных производителей не попадают в торговые сети? Сколько стоит место на полке в супермаркете?
Производители обвиняют торговые сети в вымогательстве денег за размещение товаров на полках супермаркетов, а ритейлеры говорят о неготовности региональных производителей соответствовать мировым стандартам.

Миллионные бонусы оседают в карманах управленцев торговых сетей, чтобы продукты попали к покупателям, а принудительные акции и распродажи ведут производителей к убыткам.
В 2013-м году в Свердловской области стартовала акция «Выбирайте наше местное».

Она стала одним из способов реализации федеральной политики по предоставлению приоритета региональным производителям.

В магазинах Свердловской области стали появляться пометки «Выбирайте наше местное» на ценниках местных изготовителей. Это должно было выделять производителей, повышая их продажи и обеспечивая рост доли на внутреннем рынке.
Цели проекта:

  • увеличение доли товаров отечественных производителей, включая местных, на внутреннем рынке, повышение их конкурентоспособности и обеспечение устойчивости деятельности предприятий в условиях рыночных отношений;
  • повышение качества и конкурентоспособности продуктов питания, производимых отечественными, в том числе областными производителями;
  • обеспечение узнаваемости продуктов питания, производимых областными производителями.
Однако производители в беседе с TagilCity.ru рассказали о многочисленных трудностях при работе с ритейлерами.
Миллионы за присутствие
Чтобы попасть на полки супермаркетов - надо платить. Как за вход в сеть в принципе, так и за каждую товарную позицию.
Дело в том, что за каждую товарную позицию в торговой сети производитель обязан платить деньги. Стоимость присутствия в торговых сетях зависит как от товарных групп, так и от аппетитов самих торговых сетей. Чем больше сеть, тем больше могут быть амбиции. Однако в некоторые сети можно зайти без особых наценок, если у компании производителя - точнее у конкретного сотрудника - есть хорошие взаимоотношения с конкретным сотрудником торговой сети. Многое строится на личных, персональных связях.

Коммерческий директор компании-производителя
Как рассказывают редакции собеседники, бывает так, что человек переходит из одной сети в другую или от одного производителя к другому, и за счет этого компания получает более простой или, наоборот, более сложный вход в ту или иную торговую сеть.

Это зависит от личных взаимоотношений сотрудника по сбыту и специалистов торговых сетей.


Руководитель отдела продаж компании-производителя
Есть отдельная плата за вход в торговые сети. Это было у нас давно, когда мы начинали все развивать. Естественно, там были другие цифры. На данный момент это совсем другие расценки. Их никто не озвучивает, но о них все знают.
Однако редакции TagilCity.ru удалось узнать некоторые цены за попадание на полки. По словам собеседников редакции, торговая сеть «Мегамарт» за присутствие торта одного наименования просит 175 тысяч рублей. В итоге для выкладки 10 товарных наименований, говорит производитель, он должен заплатить около 2 миллионов рублей.

Но на этом расходы компаний-производителей только начинаются.

Производители
Еще одна стандартная нагрузка для производителей - ретро-бонусы. Раньше они вообще не сдерживали свои аппетиты. С 1 января 2017 года вышел федеральный закон, что ретро-бонусы официально ограничены до 5%. Но и сейчас - после выхода закона - сети все равно находят способы получать что-то еще от производителя.
Ретро-бонус — способ дополнительного вознаграждения от производителя: денежный платеж (возврат суммы от стоимости совершенной сделки купли-продажи), предоставление бесплатных товаров, опцион (закрепление выгодной цены на определенное время).

Ретро-бонусы могут начисляться не только самим торговым сетям, но и индивидуально, отдельным участникам всей схемы — то есть частным лицам.

Среди прочих сложностей представители компаний производителей называют расходы на маркетинг. То есть торговая сеть не берет больше 5% ретро-бонусов. Однако сетям обычно этого мало, и они выставляют дополнительные счета, например, на маркетинговые исследования.

Среди прочего ритейлеры заставляют производителей проводить регулярные акции со скидками. Все расходы на эти акции несёт сам производитель, то есть предоставление скидки идёт за счёт убытков производителя, а не за счёт скидки от торгового центра. При этом не проводить какие-либо акции распродажи производителю нельзя - он просто выпадет из торговой сети.

Коммерческий директор компании-производителя
Если не будешь ставить товар со скидкой - тебя выкинут. Всегда нужно делать акции. Поэтому все что идет со скидкой - это всегда за счет производителя, сами супермаркеты меньше не получают, на это тратимся мы. И не делать акции нельзя.
Те производители, чьи товары представлены в торговых сетях, об условиях работы предпочитают молчать, ссылаясь на коммерческую тайну.
Чтобы узнать о том, как удалось местному производителю наладить работу с торговыми сетями, редакция TagilCity.ru обратилась в компанию «Тагилхлеб» (директор по развитию Станислав Бойко, генеральный директор Константин Фёдоров).

Хлеб этой компании находится на полках как крупных ритейлеров и в собственной розничной сети, так и в простых магазинах города. Однако  комментарии по работе «Тагилхлеба» с ритейлерами получить не удалось.
Коммерческий директор компании общаться с прессой не будет. Это лично его достижения, о которых он не хотел бы рассказывать.

Максим Новоселов
Компания «Тагилхлеб»
От комментариев о том, как удается налаживать сотрудничество с ритейлерами, существуют ли сложности в работе и были ли случаи вымогательства со стороны сетей, отказались и в компании «Ромкор».

Родион Блиновских
Территориальный директор представительства компании «Ромкор» в Нижнем Тагиле
Мы представлены во всех локальных и федеральных сетях, все остальные вопросы являются коммерческой информацией.

Проблем, на мой взгляд, нет у местных производителей, если продукт выбирает потребитель и продукция представлена во всех магазинах, включая и традиционную розницу, то вам всегда открыта дверь в торговые сети.
Производишь - успевай за прогрессом
Если говорить о возможностях входа в региональные и федеральные сети для региональных поставщиков - СТМ (собственная торговая марка) - это один из важных инструментов. Доля СТМ по разным категориям постоянно растёт, и те производители, которые вовремя подстраиваются под требования рынка - удерживают и расширяют свои позиции на полках торговых сетей.

Такое производство всегда требует соответствия высоким стандартам. Каждая торговая сеть осуществляет регулярный контроль качества продукции под собственной маркой. В некоторых договорах прописываются в том числе возможность выездных проверок на производстве.

И основная проблема тех, кто говорит о том, что не может попасть на полки - это как раз-таки неготовность к повышению собственной эффективности. И тут речь не только о качестве или физических характеристиках продукции. Сетевой ритейл динамически развивается, и растут требования к бизнес-процессам поставщика. И определяющим фактором выживания местных производств является готовность быстро меняться.

Например, год назад мы начали тестировать электронный документооборот между поставщиком и сетью. На сегодняшний день уже невозможно представить работу без данного инструмента. Бумажные документы, печати и подписи стремительно уходят в прошлое.

Крупным сетям, которые сейчас активно занимаются оптимизацией цепочек поставок, важно, чтобы товар был на полке в нужном объеме и в нужное время. Это повышает требования к логистическим процессам поставщиков и к прогнозированию товарного запаса.

Руководитель направления по работе с торговыми сетями
Производители вынуждены давать товары в кредит
Сразу деньги за предоставленный товар никто не платит. Производителю приходится ждать оплату за предоставленные продукты от 14 до 45 дней.
Они работают в кредит. То есть мы возим-возим-возим-возим, с заводом мы рассчитываемся, а с нами эта сеть, она не рассчитывается. Они рассчитываются на следующий месяц, последующий за этим месяцем, в течение с 1 по 7 число примерно.

То есть мы кредитуем эти сети, а эта сеть делает деньги. То есть они, ничего не вкладывая, продали, заработали и вообще ничего не вложили никуда. Они сняли в аренду помещение, сидят просто и все. Помещение они арендуют на 80%, в собственности у них ничего нет, ничего они не строят сами.

Дилер молочной продукции

Руководитель отдела продаж компании-производителя
Сроки выплаты денег у них пропорционально зависят от сроков годности продукта. У молочки 5-6 дней, но там 14 дней рассрочка платежа. У нас идет сливочное масло глубокой заморозки - 35 суток. Там прямо у них градация есть. То есть у нас по молочке и сливочному маслу попадает в период от 30 до 45 дней рассрочка платежа. Это тоже достаточно большой период. Полтора месяца!

А местным торговым сетям мы предлагаем «программу лояльности». Если они оплачивают за наличный расчет, мы им скидываем цену. И они оплачивают сразу наличными.
Есть согласованная отсрочка платежа. И это всегда вопрос переговоров. По Food-ассортименту сейчас на каждую категорию товара установлены максимально допустимые отсрочки. Они не превышают 45 дней. Это действующая реальность, и если производитель хочет поставлять в крупную сеть, он должен быть финансово готовым. Как альтернативный вариант, банки сейчас развивают такой инструмент, как факторинг: поставщик получает деньги сразу после подтверждения поставки, а отсрочку сети даёт банк-фактор. Процент за пользование денежными средствами может быть включен в наценку поставщика или торговой сети. И это тоже вопрос переговоров.
Многое зависит от самого продукта.

Прежде, чем идти в торговую сеть, производителю нужно оценить экономическую целесообразность. Потому что, помимо отсрочки для успешной работы в сети, у вас должен быть промо-план развития вашего продукта и бюджет на маркетинговую поддержку.

Это и ретро-бонус, и скидки, и прочая финансовая нагрузка. Иногда, взвесив все за и против, следует отказаться от работы с торговыми сетями и сфокусироваться на других каналах продаж. Это могут быть опт, собственная розница.

Руководитель направления по работе с торговыми сетями
Уральские производители отказываются от сетей
Уже не помню, в каком году эти проблемы начались. Не вчера. Мы от сетей отказались. И передали их напрямую производителю, они теперь сами возят по торговым сетям.

Там помимо этого, это расчеты, долгоиграющая бухгалтерия не в Тагиле и не в Екатеринбурге, она в Москве, у них там бухгалтеров тысяча человек. Мы прикреплены к двадцать восьмому бухгалтеру. Пока там до него дозвонишься...

Дилер молочной продукции

Руководитель отдела продаж компании-производителя
На данный момент мы не работаем с федеральными торговыми сетями. Это связано в том числе и с ретро-бонусами.

Плюс федеральные сети просят определенную стоимость, потом они от этой стоимости хотят отжать еще ниже ценник, обосновывая тем, что мы просто не в рынке. Естественно, мы за счет этого ничего не заработаем. Работа ради работы будет.
Производители создают свои микросети
Не имея возможности реализовывать продукцию в сетях, производители ищут иные способы сбыта. Кто-то уходит в небольшие местные сети, а кто-то и вовсе создает свои.

Руководитель отдела продаж компании-производителя
Мы через свою локацию начинаем искать своих покупателей, через наши торговые точки, через малый бизнес. По-другому не выжить никак. Мы работаем в торговой сети «Тагилхлеб», потому что она наша, местная. С нашими местными торговыми сетями «Смак», «Фазан»... То есть, в принципе, по Нижнему Тагилу много локальных сеток, в них и делаем поставки.
Сети выживают маленькие магазины и рынки
Сетей же много — «Пятерочки», «Магниты». Давайте Алтайский микрорайон возьмём. Ленинградский проспект — должна там быть аптека, сейчас там «Пятерочка». Рядом еще один предприниматель, здание в аренду он отдал: торговые площади выгоднее отдать в аренду, чем работать. Потому что давят ценами, давят! Чем это чревато? Вот берем мы Тагилстрой, у нас магазин был хороший, 20 человек, белая зарплата и их задавили, просто ценой задавили, рядом «Магниты» и прочие сети. Отдали магазин в аренду, 20 человек потеряли работу. Хоть «Монетка» на Алтайке — там работают три человека, три в одном: директор, он же кладовщик, он же грузчик и один кассир. Три человека там работает в этой коробке.

Потому что бухгалтерия у них там онлайн, все на удаленке, ничего не надо. Системная поставка идет, у них там все автоматизировано, а три человека всего работает, а остальные дома сидят курят. А раньше это были рабочие места.

Возьмём Алтайский рынок. Сколько человек оттуда выкинули? Индивидуальных предпринимателей, продавцов… Сколько их выкинули, поставили внутри рынка «Пятерочку» и продают то же самое, что и продавали. Продукцию, которую привезли черт знает откуда. А тут все было местное — ирбитская картошка, морковка белоярская. Теперь там ничего этого нет! А у Уткина все прекрасно. Он сдал в аренду эти квадратные метры. И все! А людей выкинули всех просто.

Дилер молочной продукции
В Нижнем Тагиле представлены несколько торговых сетей:
  • 78 шт. — «Магнит»
  • 48 шт. — «Красное и белое»
  • 31 шт. — «Пятерочка»
  • 5 шт. — «Верный»
  • 5 шт. — «Мегамарт»
  • 4 шт. — «Райт»
  • 4 шт. — «Кировский»
  • 2 шт. — «Лента»
  • 1 шт. — Metro

Также в городе работают 12 продуктовых рынков и торговых комплексов, предлагающих продукцию местных производителей. Периодически на городских площадях проводятся ярмарки.

Текст, оформление: Александра Логинова
Made on
Tilda