Аналитика на tagilcity.ru
Вернётся ли отечественный фермер к ручному труду?
Как много на рынке сельхозмашиностроения нужно пахать? И кто выйдет в русское поле с железным конём?
По данным Минсельхоза, в 2017 году на полях России собрали свыше 134 млн тонн урожая. Около 10 тонн так и остались не убранными. Причина: агрономам не хватает спецтехники.
Федеральные и региональные эксперты в области сельхозмашиностроения, а также президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин поделились мнением о том, почему самоходный парк аграриев поредел в 6 раз.
Рынок открыт, и нам приходится конкурировать с коллегами, у которых есть и дешёвые кредиты, и поддержка экспорта и так далее. Они развиваются, а мы выживаем. Условия конкуренции очень неравные.

Константин Бабкин, совладелец ГК «Ростсельмаш»

Вадим Смирнов, генеральный директор АО «Евротехника»
Сельхозпроизводство — это рисковая тема. Сельхозмашиностроение — дважды рисковая тема. А наложи на неё производство компонентов для сельхозмашиностроения — получаем все три риска. Поэтому в этой сфере сейчас нет инвестора.
За пять лет мы изменили в два раза количество техники, которую мы закупаем из-за рубежа и которую наши производители делают. В этом году мы должны достичь 66%, а в 2021 году — 80%.

Сергей Катырин
Президент Торгово-промышленной палаты России
По данным Минпромторга, в 2017 году оборот российского рынка сельскохозяйственной техники вырос почти на 17% - до 177,3 млрд рублей. На отечественных поставщиков пришлось около 100 млрд руб. По типам продукции самый большой сегмент - зерноуборочные комбайны. На втором месте - тракторы. На остальную технику приходится более 73 миллиардов рублей оборота.
По данным Росстата и Росспецмаша, на 1000 Га пашни:
64 трактора

Германия
25 тракторов

США
16 тракторов

Канада
3 трактора

Россия
Сельхозтезхника в Свердловской области
Мы с 1 мая радикально снизили цену на свою продукцию. Оправляем ее по самому минимуму, по какому можем. Снижена стоимость на косилку. Дополнительно к этому мы участвуем в работе по постановлению правительства №1432. Это большая программа действует больше 6 лет. Мы третий год в этой программе. Когда мы реализуем свою продукцию для сельхозтоваропроизводителей, он предоставляет справку или иной документ о том, что он является сельхозтоваропроизводителем. Мы заключаем с ним договор, он оплачивает на 15% дешевле, чем у нас цена продажи. Потом мы все эти документы отправляем в минсельхоз РФ и правительство нам возмещает эти деньги. Хотелось бы, чтобы это постановление подписывали не в мае, а в феврале, чтобы бюджет был известен. Чтобы 1 февраля, например, мы могли понимать, что программа действует, деньги будут. А так пока мы собрали документы, пока их проверили – время уходит.
г. Ирбит
Проблема – это отсутствие в достаточной мере денежных средств у сельхозтоваропроизводителей, которые покупают нашу продукцию. Получилось так, что в прошлом году был переизбыток зерна, многие зерно не продали. Весной, в апреле, снизили закупочные цены на молоко. И начали расти цены на топливо, поэтому денег у сельхозтоваропроизводителей крупных хозяйств, у мелких фермеров, у частников стало меньше. Если вы спросите у любого фермера и предпринимателя, председателя колхоза, он вам расскажет сколько теряют денег в месяц. Раз денег у них стало меньше, значит они начинают экономить на покупке новой техники. Это те, кто покупает нашу продукцию. Вместе с этим металл рос примерно на 10-15% по сравнению с осенью. Металл, из которого мы делаем продукцию свою. И сейчас получается, что есть определенные сложности с реализацией готовой продукции по кормозаготовке.
г. Ирбит
Проблемы понятные, государство может регулировать и таможенное законодательство, потому что предприятия с той же Украины, они демпингуют по сниженным ценам, создают нам конкуренцию, и можно не закупать у Китая, и таким образом стимулировать отечественную промышленность, тем более у нас есть всё - оборудование, мозги, и раньше прекрасно наша промышленность жила до 2008 года.
г. Екатеринбург
Для того, чтобы заниматься импортозамещением, а наши предприятия многое могут, надо найти потребителя и найти, кто может сделать. Минпром должен собрать всех и спросить: «Что вам надо?».

Если ты заявился, то где твое оборудование и
технологии? Чтоб не в гараже работали. А у нас гараж заявился и производит, а завод стоит без работы. Гараж потом демпингует и у тебя же на заводе производит. А организация становится заложником у фирмы, а сам завод ничего не получает. И просто так огульно нельзя давать деньги. Деньги нужно давать кому надо, с проверкой промплощадки, с техвозможностями.

г. Екатеринбург
20 лет назад самарские власти организовали концессию с немецким бизнесом. Так, на бывшем военном складе появилось производство сельхозтехники. Со временем акционер остался один — немецкая компания Amazone. Её российская дочка, компания «Евротехника» выпускает 30 моделей: самоходные опрыскиватели и прицепное оборудование. По некоторым машинам уровень локализации довели до 70%.

В ближайшее время «Евротехника» потратит на модернизацию оборудования 3 млн евро. К примеру, перевод продукции с импортных колёс на отечественные снизит себестоимость техники на 3%. Небольшая выгода, чтобы организовывать их выпуск только под свои нужды. Ещё 10-12% - на создание новой сборочной площадки.


Вадим Смирнов, генеральный директор АО «Евротехника"
Наш годовой объём около пяти миллиардов. За счёт оптимизации мы можем его поднять процентов на 20. Это будет потолок этой площадки. Мы уже отказались в прошлом году и в этом году от части освоений отдельных машин и ввода их на рынок - как раз из-за ограниченности площадей.
В Армавире заводу «Кубаньжелдормашу» также мешает расти плотная застройка, поскольку он расположен в исторической части города. Предприятие вынуждено перестраивать имеющуюся площадку. На сегодняшний день там идут работы по сносу старого заводоуправления для строительства нового административного корпуса. Одному из совладельцев компании - Вячеславу Яковлеву - актив достался от деда, ставшего крупным акционером в конце 90-х.

Кубанская машина стоит от 400 тысяч рублей.
За июнь их сделают три. Еще сделают четыре большие и четыре маленькие бороны, несколько разбрасывателей удобрений. На июль плана пока нет. Производство опирается на поступившие заказы. Под них подстраиваются и другие бизнес-переменные.
Я сегодня закладываю норму прибыли по сельхозмашиностроению в 20 %. Но заходя на рынок, и давая скидки, и идя на встречу, лишь бы её продать, мы падаем и до 5%, и до 7%. Если мы продаём 10% - это нормально.

Вячеслав Яковлев, совладелец АО «Кубаньжелдормаш»
Стратегия по развитию сельхозмашиностроения была разработана Минпромторгом России до 2030 года. Стратегия была разработана в 2017 году, ее конечной целью станет выпуск продукции почти на 300 млрд рублей. Треть из этой продукции пойдет на экспорт. По ней для производителей разработаны меры поддержки. Однако стратегию будут сокращать вслед за ростом доли отечественной техники на рынке.
В битве за урожай без механизации не обойтись. Это понимают и аграрии, и машиностроители. Спрос на технику в России в ближайшие годы будет стабильно расти. Государство готово субсидировать сельчанам обновление парка, но отечественным производителям не хватает поддержки. Если государство будет оказать им ее, тогда это будет плодородный бизнес-вектор.
Made on
Tilda