Эти манипуляции могут создать на сцене зрительного зала и театральную обстановку, и концертную. Сегодня существует много различных видов световой аппаратуры для таких манипуляций – рампа, софит, свет боковой («прострельный»), выносной и напольный, устройства лазер-шоу, ультрафиолетовые светильники, проекторы и сканеры.
Для каждого театрального действа есть свое освещение сцены – для театра – правильное, с минимумом теней, освещение, не падающее на головы зрителей (с помощью выносного света и рамп). Фонари бокового света (на высоте) и рампы устанавливаются на переднем крае сцены, освещая сцену спереди и снизу. В небольшом зале можно ставить два фонаря и две рампы. В среднем или большом зале потребуется от восьми фонарей (в середине зала) и трех рамп (в середине - одна, по бокам – две).
Во многих (особенно, любительских) театрах часто недостаточно средств не только на музыкальные инструменты и оборудование, но и на приобретение профессионального освещения. Важно проявлять фантазию световому мастеру. Например, театральные фонари можно заменить на настольные лампы, одев на плафон лампы оранжевый пластмассовый (стеклянный) фильтр. Свет направить параллельно полу. Это создаст эффект закатного солнца. Рампу можно также закрыть красно–оранжевым фильтром. Софиты – сложные конструкции с сотней электролампочек, поэтому они редко применяются в театральных студиях.
Прожекторы на сцене бывают также мобильными, регулируемыми по цвету, интенсивность и яркости освещения, реакции на команды мастера по свету. Сейчас стали распространяться не только музыкальные «хай-фай» инструменты и технологии, но и светодиодные прожекторы, которые обладают всеми возможностями полноценного сценического освещения. Они, к тому же, существенно уменьшает электроэнергетические затраты, потребляя меньше электричества (по сравнению с обычными лампами). Светодиодные сценические прожекторы не излучают тепло, не несут сложностей артистам на сцене.