Даже на фоне неудовлетворительного качества питьевой воды, текущей из кранов многих уральских городов, ситуация с водоснабжением в Нижнем Тагиле выглядит критической, считают эксперты.
Согласно данным проверок прокуратуры Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в последние годы качество питьевой воды в системе водоснабжения города Нижний Тагил не соответствует нормативным требованиям. Увы, местные власти не оказывают должное воздействие и не меняют ситуацию рассказал РИА «Энергетика и ЖКХ» председатель правления РОО Свердловской области «ЭКОПРАВО», член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Андрей Волегов.
По его информации, в питьевой воде Нижнего Тагила имеется высокое содержание марганца и железа, что обусловлено особенностью местных недр. «Избавиться от них можно только с помощью трехступенчатой водоочистки. Сейчас на Верхневыйском пруду (один из двух главных источников снабжения холодной водой Нижнего Тагила – ред.) применяется только одноступенчатая очистка – диоксидом хлора. Но это обеззараживание воды, а не очистка от тяжелых металлов. Поэтому сейчас приоритетом номер один является строительство очистной станции на Верхневыйском пруду с установкой фильтров. Этот проект был подписан еще Сталиным в 1953 году. Деньги выделялись, но до сих пор он не реализован. Сегодня стоимость проекта оценивается в 1 миллиард рублей».
Исполнительный директор СРО НП «Межрегиональная ассоциация по промышленной и экологической безопасности», член общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Александр Куликов процитировал РИА «Энергетика и ЖКХ» ответ, полученный им в декабре 2014 года из Управления Роспотребнадзора по Свердловской области на свой запрос: «Управление Роспотребнадзора согласовывает временные отклонения качества питьевой воды Верхневыйского гидроузла на период строительства очистных сооружений по следующим показателям: цветность до 35 градусов, мутность до 2 миллиграмм на литр, железо до 1 миллиграмма на литр, марганец до 0,5 миллиграмма на литр».
При этом никто не знает, когда, наконец, будут построены очистные сооружения на Верхневыйском гидроузле и какими должны быть источники финансирования этого проекта.
В 2004 году в Нижнем Тагиле было принято решение о передаче в эксплуатацию основной части сетей и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства частной компании – ООО «Водоканал-НТ», – описывает ситуацию Александр Куликов. – При этом муниципальное водоканализационное предприятие, которое я на то момент возглавлял, было прибыльным. Просто хотели сделать из этого бизнеса кормушку. Сегодня в компании «Водоканал-НТ» закрытая экономика, сплошной черный ящик, населению выдается минимум информации. Какие-то инвестиционные программы существуют, но это дилетантство и переписывание обозначенных в прошлом мероприятий. Их главная цель – не обеспечение жителей качественными услугами по водоснабжению и водоотведению, а получение и дележ прибыли. Вода льется, деньги текут, какие там инвестиционные программы! Поэтому в первую очередь нужно решить институциональные вопросы собственности и управления системой.
Куликов приводит характерный пример «инвестиционной деятельности» ООО «Водоканал-НТ»: «Вот справка, выданная территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе от 17 июля 2010 года о качестве питьевой воды в Нижнем Тагиле. Там указано, что нестандартные пробы по Верхневыйскому гидроузлу в 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годах составили соответственно 94%, 98,5%, 98,4%, 97,3% и 76,1%. Обращаю внимание, что за рассматриваемый период ничего не сделано на гидроузле в плане улучшения качества подаваемой воды, однако количество нестандартных проб уменьшилось почти на четверть. Ответственно заявляю: в компании «Водоканал НТ» занимались и занимаются искажением показателей данных производственного контроля».
О другом, самом свежем образце, по его словам, «очковтирательства» поведал Андрей Волегов:
По жалобе местных жителей в конце прошлого года в Нижний Тагил приезжали представители Общественной палаты Свердловской области. В городе по документам произведена замена труб, а при выезде на место членами Общественной палаты было обнаружено, что на тех местах растут деревья двадцатилетнего возраста.
Участник Всенародного экологического движения «Подари Земле Сад», соучредитель экологического поселения «Кедры Синегорья» (Нижний Тагил) Илья Вялков свидетельствует:
Ежемесячно в среднем от одной квартиры в Нижнем Тагиле за потребление горячей и холодной воды идет плата в размере 1 тысячи рублей. Ежегодно городской водоканал получает около полутора миллиардов рублей от жителей Нижнего Тагила. На эти деньги водоканал обязан поставлять воду, безопасную в эпидемическом и радиационном отношении, безвредную по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Но в действительности в нашем городе воду, текущую из крана, питьевой назвать никак нельзя. Например, в 90-е годы впервые был документально зафиксирован факт присутствия свинца в питьевой воде. Второй момент: в некоторые районы города горячая вода поступает из Нижнетагильского пруда. Водозабор осуществляется в 300 метрах от места впадения в пруд реки Малая Кушва. На этой реке на протяжении многих лет Нижнетагильский металлургический комбинат осуществляет свои сбросы. Получается, к нам в трубы поступает фенол.
Но проблема кроется не только в источниках водоснабжения. По данным Андрея Волегова, трубопроводная система в городе имеет износ от 70% до 90%. Соответственно, утечки воды составляют порядка 20%.
Проблемы водоснабжения Нижнего Тагила связаны с нерациональным использованием гидроресурсов, высокой степенью износа гидротехнических сооружений, несоответствием качества потребляемой питьевой воды установленным нормативам. К сожалению, практика показывает, что усилия мэрии не приводят к желаемым результатам. На это нужна политическая воля более высокого уровня. Включиться в решение вопроса системы жизнеобеспечения Нижнего Тагила должно руководство Свердловской области убежден Волегов.