Posted 16 сентября 2015,, 07:35

Published 16 сентября 2015,, 07:35

Modified 14 декабря 2023,, 15:53

Updated 14 декабря 2023,, 15:53

Долги на 200 миллионов, 40 компаний-кредиторов... Компания Алексея Чеканова готовится к банкротству (ФОТО)

16 сентября 2015, 07:35
От признания компании несостоятельной выиграют лишь аффилированные с его бизнесом предприятия.

Легендарная нижнетагильская компания «Тагилстрой», являвшаяся частью «холдинга» Алексея Чеканова, готова к банкротству – соответствующий вывод сделали кредиторы на основании отчета временного управляющего. В окончательный вариант реестра, по данным источников, может попасть более 40 компаний, а совокупная сумма исков превысит 200 миллионов рублей.

Однако самую большую сумму требований пока предъявило ООО «Промстрой», до 2015 года являвшееся совладельцем «Тагилстроя», и после его продажи перекупившее у «Тагилбанка», также подконтрольного Чеканову, долг бывшей «дочки». По мнению экспертов, без денег останутся десятки небольших неаффилированных с компаниями бизнесмена организаций-кредиторов, которым «Тагилстрой» задолжал по несколько миллионов рублей.

Согласно материалам Арбитражного суда Свердловской области, в дело о банкротстве предприятия объединено 32 иска. В числе кредиторов – два МУПа. Так, бывшее предприятие Чеканова задолжало 2,8 миллиона рублей нижнетагильскому «Тагилдорстрою» и 604,7 тыс. МУП «Энергосети» города Лесного. По данным источника издания в среде кредиторов, в список организаций, имеющих претензии к «Тагилстрою», могут попасть еще более десятка компаний, а совокупная сумма исков превысит 200 миллионов рублей.

В основном организации предъявляют «Тагилстрою» претензии от 500 тысяч до 5 миллионов рублей. Самый крупный долг – 79 миллионов рублей – у компании перед ООО «Промстрой» (учредители – ООО «Трест Тагилстрой» и ООО «Промфинстрой»), ранее владевшим банкротящимся юрлицом. Кредиторы указывают, что именно через «Промстрой» Чеканов контролировал «Тагилстрой», покинув пост председателя совета директоров компании в середине 2014 года. Тогда бизнесмен объяснил свое решение «нехваткой времени».

В начале 2015 года от проблемного актива избавился сам «Промстрой» и через некоторое время подал иск к своей бывшей «дочке». Предприятие выкупило у «Тагилбанка» долг «Тагилстроя», копившийся с 2013 года. По словам временного управляющего, на данном этапе требования «Промстроя» «отменить» нельзя.

Однако в дальнейшем их может обжаловать кто-то из кредиторов, ведь все они конкурируют за свои требования. Да, банк уступил существующие требования, и говорят, что он аффилирован, но на данном этапе с этим ничего нельзя сделать. В дальнейшем конкурсный управляющий, за которого уже проголосовали кредиторы, проанализирует сделки и посмотрит, куда ушло имущество. Сейчас это сделать невозможно – для инвентаризации нужен полный доступ заявил Геннадий Моисеенко.

Алексей Чеканов

Кредиторы, которым «Тагилстрой» задолжал меньшие суммы, называют требования «Промстроя» необоснованными. В частности, так считает руководство ООО «Уральские конструкции», которому основанная Чекановым компания должна 2,5 миллиона рублей. Именно эта первоуральская организация инициировала процедуру банкротства «Тагилстроя» и забила тревогу, когда «Промстрой» «сбросил балласт» в виде убыточного предприятия. Впрочем, сегодня на «Уральских конструкциях» называют этот шаг оппонентов «юридически бесполезным».

Если рассуждать логически, суд должен принять во внимание тот факт, что выход состоялся накануне банкротства, и наложить арест на имущество и капитал «Промстроя». Уставный капитал у них составляет 45 миллионов, а гендиректором, кстати, является Смоленцев Павел Борисович, который ранее руководил «Тагилстроем». Если этого не хватит, то есть еще «Трест Тагилстрой», «Тагилбанк», «Промфинстрой». По логике, суд должен выйти на взыскание средств с этих предприятий, так как здесь прослеживается прямая взаимозависимость и аффилированность надеется собеседник «Правды УрФО».

В «Промстрое» от комментариев отказались, а между тем, по мнению экспертов, инструмент, используемый группой компаний Чеканова в банкротстве «Тагилстроя», «несправедлив, но законен».

На других кредиторах, конечно, может отразиться тот факт, что бывшая материнская компания, являясь основным кредитором, будет фактически контролировать процедуру банкротства – им может ничего не достаться. Незаконным это может быть в том случае, когда в преддверии банкротства проводятся сделки с целью превратить головную компанию в доминирующего кредитора. Не исключаю, что бывшая материнская компания перекупила долг «Тагилстроя» для того, чтобы защититься от претензий более мелких кредиторов» заявил руководитель екатеринбургского офиса Incor Alliance Law OfficeАнтон Марткочаков.

В целом банкротство «Тагилстроя» и в экспертной среде, и во властных кругах Нижнего Тагила считают «логичным и ожидаемым». Так, в союзе строителей Свердловской области «Правде УрФО» заявили, что дела у предприятия «давно шли плохо». Это суждение поддержал и вице-спикер гордумы Леонид Мартюшев.

Банкротство закономерно в свете последних лет работы фирмы. К компании были нарекания и со стороны подрядчиков, и со стороны заказчиков. Так, для Нижнего Тагила в прошлом году они выполняли ремонт ряда участков трамвайных путей и выдали много брака, долго не могли рассчитаться с рабочими. При этом городское руководство прилагало все возможные усилия, чтобы обеспечить «Тагилстрой» неплохими подрядами. И в результате все равно – банкротство. Об истинных его причинах следует спросить непосредственно Алексея Архиповича Чеканова заявил Леонид Мартюшев.

Справочно:

ООО «Тагилстрой» и ряд других строительных компаний, подконтрольных Алексею Чеканову, возникли на основе одноименного треста, занимавшегося строительством в Нижнем Тагиле в советские годы. Среди объектов, возведенных «Тагилстроем», – горнолыжный комплекс на горе Белая, трамплинный комплекс на Долгой, спортивный комплекс «Металлург-Форум», санаторий «Леневка», родильный дом в Нижней Салде, корпус для расширения участка гарнисажных печей ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма». Согласно базе данных «Спарк», убытки ООО «Тагилстрой» в 2014 году составили 84,2 миллиона рублей.

Материалы по теме
"