Если за прошедшие 10 лет в школе учащийся так и не освоил навыки грамотной письменной и устной речи, если ему так и не привили навыки самообучения, не появился интерес к образованию, как процессу познания мира вокруг, то, поверьте — никакой экзамен ему не поможет.
Такой учащийся пополнит ряды воинствующих невежд, которых с каждым годом становится всё больше, и начнёт обвинять ЕГЭ в том, что он отупляет детей. Хотя дело будет, в общем-то, только в том, что конкретно его не научили учиться.
Такие невежды умудряются одновременно креститься, читать гороскопы и верить в переселение душ; всерьёз полагают книги Фоменко, Левашова и Старикова за научную литературу и меняют аватарки в «Одноклассниках» на растущую луну.
Такие невежды полагают образование не возможностью, а бременем, и скорее стремятся избавиться от него. Они привыкли, что наказание за безграмотность — всего лишь оценки в школьном журнале. Будучи не в состоянии написать самостоятельно ни одного документа, они почему-то считают, что ни в одном по-настоящему серьёзном и взрослом деле им грамотность не пригодится. Вот и слышишь из каждого утюга «Я не на экзамене!» и «Здесь не школа!»
Пока что так получается, что время, проведённое учеником в 10-11 классах, смело можно считать потерянным, поскольку оно уходит на подготовку к ЕГЭ, который, в свою очередь, для выпускника зачастую бесполезен. Он уже не привьёт ему любви к знаниям, не имеет прямой связи ни с грамотностью, ни со знаниями. Кроме того, ЕГЭ пригождается только единожды в жизни.
Я не очень хорошо понимаю, зачем выпускные экзамены сдают все подряд, в том числе те, кто ни в какие институты не собирается. Оставьте эту процедуру прохождения клинической смерти тем, кто будет получать высшее образование.
К сожалению, у нас сложилась практика дальнейшего поголовного поступления в вузы — в том числе всех тех, кому высшее образование никогда в жизни не понадобится. Это практика дипломов «для галочки», «на всякий случай» и «лишь бы было» не оправдывает себя. Косвенно эта политика поддерживается государством, которое ежегодно с помощью бюджетных средств финансирует получение образования тысячам студентов.
Имею убеждение, что вуз вообще должен быть платным для всех. Если ты действительно хочешь стать специалистом — изволь вложиться в это и ценить полученное, а не ходи в институт только потому, что приспичило.
Для талантливых детей из бедных семей вполне можно было бы ввести грантовую систему. Каждый город - в том числе и Нижний Тагил - полон продавцов телефонов с дипломами юристов, но самих профессиональных юристов не хватает. Педагогический институт сотнями выпускает учителей, но далеко не все из них идут в школу.
Дальше — круче. Работодатель практически всегда требует диплом, независимо от того, требуется ли он для той или иной должности. И пока по вакансии «менеджер по клинингу» будет требоваться высшее образование, все будут продолжать получать эти «как бы» дипломы «для галочки» и переживать, что жизнь чудовищно несправедлива.
Привейте детям любовь к познанию и научите учиться — и никакой ЕГЭ уже не помешает им перевернуть мир.
Информация, опубликованная на TagilCity.ru в рубрике «5 колонка», является личным мнением автора и может не совпадать с позицией Редакции.
© Анатолий Чиквин, TagilCity.ru