История производства на Челябинском тракторном заводе дизельных двигателей специального назначения началась в ноябре 1941 года, когда в Челябинск из Харькова был эвакуирован дизель-моторный завод №75. 18 сентября на Южный Урал ушел первый из 26-ти эшелонов с оборудованием и специалистами. А уже в ноябре на ЧТЗ собрали 18 двигателей из деталей, привезенных из Харькова.
12 декабря был собран первый двигатель, полностью изготовленный в Челябинске. Этот знаменательный день и считается днем рождения моторного производства.
В январе 42-го Челябинский Кировский завод, как он назывался в то время, стал выпускать 10 дизелей В-2 в сутки, а к концу года дал фронту более девяти тысяч таких двигателей. В 1944-м моторостроители достигли максимального объема выпуска дизелей в объеме более 15 тысяч штук в год.
Во время Великой Отечественной войны завод полностью обеспечивал нужды фронта в танковых двигателях типа В-2. Они отличались высокой надежностью и качеством. Моторным производством предприятия было изготовлено свыше 48,5 тысячи дизелей. Могучие «стальные сердца», которыми оснащались тяжелые танки КВ и ИС, самоходные артустановки, средние танки Т-34 и другая боевая техника, тоже воевали, приближая Великую Победу.
Большая заслуга в этом принадлежала конструкторскому бюро по дизелям, которым руководил главный конструктор танковых двигателей И. Я. Трашутин. В июле 1945 года работа коллектива удостоилась высокой правительственной награды – ордена Ленина.
В послевоенный период двигатели типа В-2 модели В-31 нашли применение на мощных дизель-электрических тракторах ДЭТ-250. Конструкторы ОГКД (впоследствии – ГСКБД «Трансдизель») разработали и совместно с моторным заводом поставили на серийное производство новый многотопливный дизельный двигатель В-46. В 70-е годы было создано семь его модификаций мощностью от 650 до 780 лошадиных сил для новых танков Т-72, Т-72А, гусеничных шасси и тяжелых транспортеров. Новый двигатель обладал лучшими техническими характеристиками и значительно большей мощностью.
Серийное производство двигателей с турбонадувом (оснащенных нагнетателем для повышения мощности) позволило значительно повысить боеспособность отечественных боевых машин.
В связи с возросшей потребностью в двигателях В-46 в конце 1974 года руководство страны приняло решение о строительстве на ЧТЗ нового моторного завода без остановки действующего производства. В 1978 году моторный корпус, оснащенный самым современным оборудованием, был принят в эксплуатацию.
Это было второе рождение моторного завода. В 1981 году в этом качестве он получил официальный статус как структурное подразделение производственного объединения ЧТЗ. В том же году вошел в строй механосборочный корпус производства тракторных двигателей. В 1995-м производства специальных и тракторных дизелей объединились в единый моторный завод.
В 90-х годах конструкторское бюро «Трансдизель» под руководством главного конструктора В. И. Бутова разработало новое семейство транспортных дизелей 2В мощностью от 300 до 1200 л.с. Они нашли широкое применение в качестве силовых агрегатов боевых машин и различной техники, работающей в народном хозяйстве.
Для современного танка Т-90С, выпускаемого на Уралвагонзаводе, конструкторами ГСКБ «Трансдизель» был разработан новый турбопоршневой двигатель мощностью 1000 л.с., который превосходит по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги. Коллектив моторного завода проделал большую работу по освоению серийного производства этих двигателей.
Сегодня производство дизельных двигателей выпускает целую гамму моторов различного назначения и мощности. Они могут быть установлены на тракторы разного класса тяги, танки, САУ, БМП, бронетранспортеры, подъемно-транспортные машины, суда, нефтебурильные установки, тепловозы, автомобильные и гусеничные шасси, использоваться в качестве привода генераторов, насосов, компрессоров.
Коллектив производства дизельных двигателей совместно с конструкторами участвует в разработке, изготавливает опытные образцы и осваивает серийный выпуск дизелей для новой техники различного назначения, чем обеспечивает потребности страны в этой высокотехнологичной продукции.
© uvz.ru