В целом по стране объем рынка внутреннего туризма составляет 2,5 триллиона рублей, а в сфере заняты 300 тысяч человек. Самыми популярными направлениями у россиян остаются Краснодарский край и Крым. Впервые на третьем месте оказались Кавказские минеральные воды. Также в топ попали Карелия и Северный Кавказ. Последний регион продается у туроператоров в несколько раз лучше, чем в предыдущие годы.
По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, расширению внутреннего туризма поможет одновременное развитие всех объектов, входящих в него:
Должны синхронно развиваться и номерной фонд, и инфраструктура, и объекты культурного и исторического наследия, чтобы они в достойном виде предстали перед глазами туристов, неважно российских, зарубежных. Важно, чтобы мы в этом плане параллельно двигались и опирались не только на государство, но в большей степени, конечно, на частные инвестиции.
В Свердловской области внутренний туризм пока находится на стадии развития. Гостей в регион пытаются завлечь в первую очередь природными красотами. Один из популярных маршрутов — это север области. Например, перевал Дятлова, плато Маньпупунер, Приполярный Урал. Однако такой отдых является экстремальным — на снегоходах и квадроциклах. Но спрос на него, по словам игроков рынка, не падал даже в пандемию.
Я работаю в сфере туризма с 2005 года. Мы возим туристов на перевал Дятлова, Маньпупунер, на Приполярный Урал и Крайний Север. Недостаток желающих ощущался только в первый год работы, тогда была необходимость развиваться. Сейчас поток туристов стабилизировался, хотя пандемия и внесла свои коррективы, — рассказал директор туристической компании «Русские горы» Константин Кузнецов.
По его мнению, экстремальный туризм не нуждается в рекламе, брендировании и продвижении. Увеличить турпоток поможет только доступность северных районов области, считает Константин Кузнецов.
Нам нужна не инфраструктура. Ее могут организовать местные бизнесмены — они построят гостиницы и гостевые дома, купят снегоходы и проложат дороги. Нам нужно, чтобы государство запустило заброшенные аэропорты в Печоре и Ивделе. Тогда туры на север станут более доступны, это в разы увеличит турпоток, потому что люди смогут летать из Екатеринбурга в Ивдель, или из Сыктывкара в Печору, или из Москвы в Печору, — сообщил директор турфирмы.
Стоимость экстремальных туров различается и зависит от того, есть ли у туриста свой снегоход или он будет брать его в аренду. В среднем арендная стоимость снегохода — 15-20 тысяч рублей в день. Сюда же добавляется доставка снегохода, проживание и питание. Общая стоимость выходит от 35 до 130 тысяч рублей. При чем нижний порог — это в случае, если человек едет на собственном транспорте.
Есть на Среднем Урале и более доступные туристические маршруты. Один из них, самый масштабный, это туркластер «Гора Белая». К 2028 году он должен объединить одноименный горнолыжный курорт, природный парк «Река Чусовая», поселок Висим и еще 16 населенных пунктов — старинных уральских поселков и деревень.
На сегодняшний в туркластере проведены процедуры по лесоустройству, принят генплан, земельные участки переданы из федеральной собственности в региональную. Также заканчивается проектирование канатной дороги и трасс с инженерной инфраструктурой к ней. Запроектированы сети и автомобильный проезд для средств размещения и СПА-комплекса. Инвесторы из среднего и малого бизнеса готовы начать строительство после прокладки инженерных сетей.
Помимо природных красот Урала, Свердловская область готова показать историческую значимость региона, развивая промышленный туризм. Так, в апреле этого года заработал брендовый Демидовский маршрут, который должен быть включен в список национальных маршрутов России. Туристам обещают показать элементы промышленного туризма, известные памятники архитектуры и музеи, а также провести тематические мастер-классы и дегустацию блюд уральской кухни.
Четырехдневный тур по Свердловской области включает посещение Екатеринбурга, Невьянска, Нижнего Тагила, Черноисточинска и Висима. Стоимость тура фиксирована (включены все услуги) — 20 700 рублей, — сообщила директор департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области Эльмира Туканова.
По словам представителей Торгово-промышленной палаты, пока отрасль внутреннего туризма сталкивается с общими проблемами — пробелы в законодательстве, нехватка номерного фонда, инфраструктура и длинные деньги. А изменения могут произойти, только если ориентироваться на мнение участников рынка.
Здесь еще очень важно, когда готовится нормативно-правовая база, чтобы она соответствовала ожиданиям тех, кто вкладывается в туризм. Тех, кто свои средства инвестирует, не только государство. Но это всегда параллельно идет с тем, что вкладывает и бизнес, — считает Сергей Катырин.
До 2024 года на туризм и его инфраструктуру из федерального бюджета потратят 724 миллиарда рублей. Это средства на строительство гостиниц, поддержку предпринимателей и создание дополнительных 1,7 миллиона рабочих мест. По плану к 2030 году объем рынка вырастет до 8 триллионов. А число поездок по стране — до 140 миллионов в год.