Posted 23 мая 2023, 16:18

Published 23 мая 2023, 16:18

Modified 18 декабря 2023, 06:57

Updated 18 декабря 2023, 06:57

Ростехнадзор: Сфера эксплуатации лифтов требует радикального обновления

23 мая 2023, 16:18
В Ростехнадзоре встревожены: почти у 20% лифтов в России завершился максимальный срок эксплуатации. Это означает, что каждый пятый лифт несет опасность для жизни людей. Из почти 500 тысяч машин замены требуют около 100 тысяч.

Полномочия по контролю за эксплуатацией лифтов много лет передавались от одной организации к другой. С 2012 года Ростехнадзор перестал контролировать эту сферу деятельности. В середине 2021 года полномочиями по контролю за эксплуатацией уже запущенных лифтов наделили управляющие компании. Об этом информируют «Новые известия».

Результат: каждый год в России неисправные лифты становятся причиной гибели десятков граждан. По оценке Национального лифтового союза, только в последние пять лет в результате несчастных случаев в российских лифтах погибли 129 человек. 30 смертей были зарегистрированы в 2018 году, 34 жертвы пришлись на 2019 год, 23 смерти — на 2020 год. В 2021 и 2022 годах зафиксировали 22 и 20 смертельных случаев соответственно. В 2023 году уже отмечены 62 инцидента и несколько смертельных исходов.

Именно в момент, когда России требуется замена солидного объема лифтового оборудования, в Татарстане вспыхнул конфликт между Татарстанской антимонопольной службой и ведущим российским производителем лифтов — ПАО «Карачаровский механический завод» (КМЗ).

Региональная ФАС приняла решение исключить предприятие от участия в государственных закупках на три года и решила внести ПАО «Карачаровский механический завод» в список недобросовестных подрядчиков. В марте 2022 года Арбитражный суд Москвы объявил ПАО «КМЗ» банкротом.

С 2018 года и в самом деле было отмечено снижение доли КМЗ в выпуске лифтов: с 21% до 8,12%. Но, несмотря на данное обстоятельство, завод оказался на третьем месте среди российских производителей лифтов, после Щербинского лифтостроительного завода и компании «Метеор Лифт».

В данный момент ответственность за работу каждого уже функционирующего лифта возлагают на УК или ТСЖ. Предполагается, что управляющая компания будет осуществлять как диспетчерский контроль, так и контроль за качеством технического обслуживания лифта, включая мероприятия по его ремонту. Нередко из-за этого задачи по пусконаладке приходится выполнять работникам без соответствующей квалификации. Неудивительно, что на протяжении всего этого времени ремонтные работы и эксплуатация лифтов нередко проводились неподобающим образом.

С 1 марта правительство объявило о возвращении Ростехнадзору полномочий по контролю за безопасным использованием и содержанием опасных технических зданий и сооружений. В данную категорию входят лифты и подъемные платформы для инвалидов.

Теперь в Ростехнадзоре уверяют: в ведомстве вплотную занялись установлением в регионах РФ контактов с фондами капремонта по проблемам замены и модернизации лифтов в жилом фонде. Граждане, которые уже пытались обращаться к управляющим организациям по вопросу решения проблем с неисправными лифтами, но не добились реакции, теперь могут рассчитывать на помощь местных органов Ростехнадзора.

Подпишитесь