Posted 3 февраля 2020,, 15:10

Published 3 февраля 2020,, 15:10

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

Проверки Счетной палаты РФ показали невыполнимость большинства нацпроектов

3 февраля 2020, 15:10
Счетная палата опубликовала доклады о том, как в России исполняются 8 из 13 национальных проектов. В каждом из них выявлены нарушения в сопроводительной документации, сдвиг сроков исполнения и несогласованность, сообщают «Новые известия».

«Безопасные и качественные дороги»

  1. Счетная палата обнаружила, что в городских агломерациях нет официальной статистики - сколько дорог, соответствующих и несоответствующих нормативам, было перед стартом проекта. Таким образом, не возможно оценить прогресс нацпроекта в создании качественных дорог в агломерациях.
  2. В семи регионах качество дорог снизилось за два года. Например, в Пермском крае - с 61% до 47,9%, в Хабаровском крае – с 59% до 53,7%.
  3. Наихудшее исполнение нацпроекта зафиксировано в Крыму - 11%, и Приморье - 49%. Выполнение работ по укладке верхнего слоя асфальтобетона составляет в среднем по стране 30%. В 17 субъектах Российской Федерации – менее 10 %.
  4. Также в документах Счетной палаты указано, что оценка состояния дорог производится только по показателям ровности и наличия дефектов. Не учитываются показатели для обеспечения безопасности дорожного движения - коэффициент сцепления автомобиля с дорожным покрытием, наличие разметки, дорожные знаки, показатели видимости и другие.

Итоги проверки показали, что к 2024 году 21 регион не достигнет запланированного показателя - 50,9 % - по доле автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям.

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

  1. Более детально развитие МСП описывает Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая ещё в 2016 году, тогда как нацпроект ставит общие цели. Счетная палата пришла к выводу, что целевые показатели нацпроекта и Стратегии никак не связаны.
  2. Минэкономразвития России не разработало методики оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП. То есть оценить влияние федеральных программ на средний и малый бизнес не возможно.
  3. Не создан инструмент кредитования малого бизнеса под фактические 6,5% годовых.

«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»

Нацпроект должен обеспечить регионы России магистральными путями всех типов - автомобильными дорогами, линиями электропередач, морскими путями.

  1. Некоторые пункты комплексного плана предусматривают использование того, чего еще нет. Например, у перевозчиков ООО «УК «ВостокУголь», ООО «Северная звезда» и АО «Нефтегазхолдинг» нет ледокольного флота, и сроки его появления неизвестны. Поэтому увеличение грузопотока до 80 млн тонн может быть не выполнена.
  2. Формулировки плана по развитию обеспечения электроэнергией слишком расплывчаты - «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», «обеспечена максимальная эффективность функционирования новых генерирующих мощностей», «обеспечен импульс развития отечественных энергомашиностроительных технологий в рассматриваемой области», «внедрен механизм поддержки использования распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах».
  3. В планах по развитию обеспечения электроэнергией слишком расплывчатые формулировки - «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», «Обеспечена максимальная эффективность функционирования новых генерирующих мощностей», «Обеспечен импульс развития отечественных энергомашиностроительных технологий в рассматриваемой области», «Внедрен механизм поддержки использования распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах».

«Культура»

  1. Первое, на что обратила внимание Счетная палата, это примитивность поставленной цели. Достаточно лишь увеличить на 15% количество посещений культурных организаций и в пять раз число обращений к цифровым ресурсам культуры.
  2. За четыре года увеличилось число показа спектаклей, что привело к снижению среднего количества зрителей.
  3. Повышенное внимание уделено материальному оснащению школ искусств и обеспечению малых населённых пунктов объектами культуры. Однако это не способствует развитию культуры.
  4. Минкультуры представило свои отчёты о выполнении нацпроекта только по состоянию на 11 июля 2019 года. Документального подтверждения того, что плановые значения нацпроекта в III квартале 2019 года были достигнуты, нет.

«Наука»

  1. Отмечается бесполезность ряда показателей. Например, к 2024 году Россия должна выйти на пятое место по удельному числу получения патентов. Однако это не означает применение этих патентов на практике.
  2. Нацпроект не содержит механизма привлечения инвестиций. При этом объем финансирования проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» из внебюджетных средств втрое превышает вложения из федерального бюджета.
  3. В нацпроекте не предусмотрено решение главной проблемы – удержание в России перспективных ученых и талантливой молодежи.

«Образование»

  1. Выполнение нацпроекта оценивается по международным рейтингам качества образования, однако он формируется раз в три года.
  2. Оценивается только половина детей, посещающих дополнительные занятия.
  3. В нацпроект изначально заложено невыполнение показателей. На 2018–2024 годы запланировано выполнение лишь 75 % показателей эффективности реализации программ развития ведущих университетов.
  4. Не запланированы значительные расходы на образование. Их уровень в ближайшие пару лет останется на уровне 2015-2017 годов (3,6% ВВП). В США, например, затраты на образование составляют 6,1% - 6,9% ВВП.

«Производительность труда и поддержка занятости»

  1. Снова отмечается бесполезность поставленных показателей. К примеру, показатель «Количество измененных нормативных правовых и иных актов (доля от перечня)» не обещает улучшение регуляторной среды и качественное совершенствование правовой базы.
  2. До конца 2024 года планируется вовлечь в нацпроект 4,1 тысяч предприятий, которые самостоятельно внедряют мероприятия национального проекта. Это количество составляет меньше половины общего количества запланированных к вовлечению в национальный проект предприятий.
  3. Нацпроект, призванный повысить производительность труда, увеличивает административную нагрузку на предприятия (предоставление отчетов в ежеквартальном режиме), что может снизить производительность.
  4. На 1 октября 2019 года из 11 запланированных результатов были достигнуты только 6.

«Экология»

  1. Счетная палата отмечает, что нацпроект не охватил вопросы, связанные с изменением климата, утилизацией отходов производства, медицинских и биологических отходов, восстановлением качества почв, в том числе загрязненных нефтепродуктами, пестицидами и иными стойкими загрязнителями.
  2. Остается риск, что мероприятия по очистке сточных вод в Байкал не будут выполнены из-за невнесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал».
  3. В нацпроекте не учтены необходимые мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. В частности, отсутствуют мероприятия по стимулированию и популяризации использования многоразовых товаров, тары, упаковки.
  4. Не предусмотрена стимуляция раздельного сбора мусора.
  5. Ситуация с загрязнением воздуха будет исправлена не во всех городах. В федеральный проект включены только Красноярск, Новокузнецк, Чита, Братск, Норильск, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Омск, Липецк, Череповец, Медногорск.
"