Posted 5 августа 2011,, 14:25

Published 5 августа 2011,, 14:25

Modified 4 августа 2022,, 21:58

Updated 4 августа 2022,, 21:58

Электротранспорт в Нижнем Тагиле – на грани вымирания

5 августа 2011, 14:25
Сыграет ли Нижний Тагил реквием по трамваям? Электротранспорт в городе – на грани вымирания.

Несколько маршрутов уже отменены из-за убыточности. По остальным трамваи ходят всё реже и реже. Сейчас на все маршруты в будние дни выходят 40 вагонов, а в выходные – вдвое меньше. И в дальнейшем в управляющей компании городским электротранспортом обещают только сокращения рейсов. Гибель трамваев в Нижнем Тагиле началась с того момента, когда они перешли в частную собственность, а все льготы на проезд были отменены. Муниципалитет не вправе помогать деньгами частному предприятию. А платить колоссальные суммы за льготников, которые, возможно, трамваем и не пользуются – это расточительность, уверена глава города Валентина Исаева.

В результате УК ГЭТ сейчас еле сводит концы с концами. Без убытков работает только вагонский 10-й маршрут. Трамвайщики начали обращаться за помощью в муниципалитет и городскую думу. Но вместо помощи – только волна упрёков. УК ГЭТ обвинили в чрезмерно раздутом штате. По мнению Валентины Исаевой, когда из 600 сотрудников только – 100 вагоновожатые, то получается что «на одного с сошкой – семеро с ложкой». Чиновники и депутаты совершенно забыли о том, что кроме вагоновожатых есть ещё кондукторы, ремонтники, диспетчеры, возмущён генеральный директор УК ГЭТ Вадим Жариков. Бухгалтеров, кадровиков и управленцев от силы набирается человек 30, говорит он. И приводит статистику Екатеринбурга, где трамвай считается безубыточным транспортом. Там из почти 3800 трамвайщиков только 750 – водители. Ещё одно обвинение муниципалитета в адрес УК ГЭТ – это неэффективный менеджмент. По мнению градоначальницы, можно найти способы повышения рентабельности маршрутов. Например, выводить больше вагонов часы пик. По словам Вадима Жарикова, на предприятии итак анализируют пассажиропотоки. И благодаря этому анализу рейсы, которые возят максимум 10 человек, скоро будут отменены. Впрочем, огромные очереди у вокзала, которые выстраиваются на вагонские маршрутки, как раз показывают – узкие места в транспортной системе города есть и их можно расширить благодаря трамваям. Но готовы ли сами тагильчане снова пересесть из Газелей в вагоны? Наши беседы с прохожими показали – большинство людей за трамвай, но ездить на нём готовы единицы. В основном – это пенсионеры.

А вот, к примеру, в Магнитогорске трамваи перевозят почти половину всех жителей города, которые пользуются общественным транспортом. Конечно, с тех пор как улицы этого промышленного города заполонили маршрутки, число пассажиров в трамваях снизилось, говорит первый заместитель директора Маггортранса Виктор Бородулин. Но город считает трамваи своей визитной карточкой. Муниципалитет принял программу поддержки, финансирующую капремонты путей и обновление парка. В Магнитогорске сохранены льготы, на которые трамвайщикам компенсирует город. В результате успешно функционируют 39 маршрутов, которые покрывают почти все жилые массивы. Трамвай там муниципальный. Но иначе этому транспорту не выжить, уверен Виктор Бородулин.

То же говорит и директор нижнетагильской УК ГЭТ Вадим Жариков. Он уверен – трамваи даже в Европе убыточны. Но это - экологически-чистый вид транспорта, который может хоть в любую погоду и в любое время суток. Поэтому его нельзя терять. Кстати, в Магнитогорске в трамваях сделали точки доступа Wi-Fi, чтобы привлечь в этот транспорт студентов и школьников. Проект разработали в службе инвестпроектов и стратегического развития муниципалитета. Частному убыточному предприятию Нижнего Тагила самому такой проект не осилить, говорит Вадим Жариков. Да и поедут в трамвае студенты, по его мнению, только если вагон идёт до института. В Нижнем Тагиле же трамвайные пути от двух основных вузов ох как далеко. И это одна из проблем всех трамваев – они не обладают той гибкостью, которая есть у маршрутов автотранспорта. В тагильские трамваи пассажиров пока привлекают только снижением цены. Других способов найти не могут. Второй месяц проезд в «тройке» стоит вместо 12-ти рублей 10. Число пассажиров выросло, говорит Вадим Жариков. Но ровно на столько, чтобы покрыть расходы на эту разницу в цене. Тагильчане не ездят в трамваях потому, что часто это действительно долго и не удобно, признаёт Вадим Жариков. Трамвайные пути очень редко отделены от проезжей части. И часто ДТП происходит прямо на них. Трамвай может простоять часа три.

В других городах пути отделяют от проезжей части бордюром или разметкой. Вадим Жариков уверяет – тагильские трамвайщики обращались в ГИБДД с просьбой провести сплошную, отделяющую рельсы от асфальта. Результата нет. Вагоны в парке Нижнего Тагила – в основном старые. Мягкие сиденья, изувеченные вандалами, давно заменены на твёрдые деревянные. Немного поправят дело обещанные администрацией города 10 вагонов, которые купят в лизинг к 2012 году. Они тёплы и комфортные. Но… по некоторым маршрутам, например по кольцу 3-го, такой вагон не пройдёт. Он слишком современный для изношенного, годами не ремонтированного пути. Электроника этих вагонов не выдерживает и отказывает. А на ремонты пути, как и на обновление парка, собственных денег у УК ГЭТ нет. Зарплату бы выплатить.

Мэр Валентина Исаева признаёт – ситуация с трамваями очень тяжёлая. Но вернуть их в муниципалитет, по её словам, значит ещё увеличить налоги. Поэтому позиция градончальницы тверда – трамвай останется частным. Без права на помощь из городской казны. Валентина Исаева уверена – в масштабах страны Тагил не единственный, где тихо умирает трамвай. По её мнению, нужно добиться дотаций из бюджета государства или регулировки цен на энергоресурсы. Город же пока готовиться сделать небольшой шаг навстречу трамвайщикам. В муниципалитете готовится положение о льготном проезде. Но выглядеть будет это как адресная помощь конкретным людям, обратившимся в соцзащиту. И категорий таких льготных пассажиров будет совсем немного – малоимущие, многодетные семьи и школьники. Но ориентировочную дату рассмотрения документа мэр назвать затруднилась – пока даже на такую меру в городе денег нет. Пока администрация обвиняет трамвайщиков в неэффективном управлении, а те сетуют, что город никак не помогает выжить, тагильчане рискуют оказаться заложниками транспортной монополии. Уже сейчас доля муниципального транспорта на улицах города настолько мала, что её никто не замечает. Если трамвай вымрет, это будет ещё одним огромным проигрышем маршруткам. А когда альтернатива этому частному виду транспорта исчезнет окончательно, нам придётся играть по их правилам.

© Радио «Маяк - Нижний Тагил» 104,7 FM

"