Posted 30 сентября 2011,, 06:09

Published 30 сентября 2011,, 06:09

Modified 4 августа 2022,, 21:57

Updated 4 августа 2022,, 21:57

Учителя Нижнего Тагила: «Необходимо заглянуть ребенку в душу»

30 сентября 2011, 06:09
Учитель. Это не просто человек, который научил нас писать или читать. Это тот человек, который на протяжении целого десятилетия с нами рядом. Именно от учителя зависит то, кем станет ребенок – успешным и уверенным специалистом или человеком с массой комплексов и нереализованными возможностями. Накануне Всемирного дня учителя TagilCity.ru встретился с двумя педагогами Нижнего Тагила, лауреатами премии президента Российской Федерации, чтобы узнать, как же им удается много лет подряд не только учить детей по высшему разряду, но и быть близкими для них людьми. Татьяна Викторовна Сабурова (на фото слева) и Лариса Ильинична Закарлюк (на фото справа) работают учителями математики в Политехнической гимназии. И они ответили на наши вопросы, в том числе и на те, которые задавали им посетители портала.

Вопрос от Oлeга Koзлoва: Как влияет сегодняшняя доступность сети Интернет на образовательный процесс в школе? Ведь не секрет, что сейчас школьник может попросить помощи на интернет-форуме, либо даже решить определенные типы задач с помощью специальных программ или сайтов. С другой стороны, можно просто ознакомиться с дополнительными источниками информации по изучаемой теме (вдруг на уроке недопонял). В общем, как вы к этому относитесь?

Лариса Ильинична: Как всякое современное явление, интернет – вещь сложная. И отношение к нему поэтому двойственное. Несомненно, я вижу плюсы. Интернет расширяет границы общения. Есть некоторые вопросы, которые касаются тех же олимпиад. Ранее при наличии только стационарного телефона подобный вопрос решался неделями. А с помощью сотового телефона и интернета все рабочие моменты можно решить здесь и сейчас. Это очень важно для сообщества коллег.

Однако есть минусы для процесса обучения ребенка. Сейчас в интернете много различных готовых ответов на задания, решенные задачи. И выходит, что ученику и думать-то не надо, - есть все готовое. Поэтому учителю нужно изобретать новые способы работы с учеником.

Если брать в плане воспитания, то интернет и компьютер могут сломать ребенка как личность. Он может зайти на такие сайты, которые ему просто нельзя видеть. Это происходит, если ребенку не уделять должного внимания.

У нас у всех есть примеры учеников с компьютерной зависимостью. Детей затягивают он-лайн игры, социальные сети. Вместо того, чтобы пойти гулять или заняться спортом, ребенок выбирает альтернативу – сидеть за компьютером. Это гораздо легче и приятнее для него. И это должно быть под контролем родителей говорит Татьяна Викторовна.

TagilCity.ru: А какие советы родителям в связи с этим у вас есть?

Татьяна Викторовна: Основной совет – принимать участие в жизниребенка. Родитель может думать, что его ребенок уже спит, а на самомделе он сидит за компьютером. Сейчас в обществе такая ситуация, чтородителям необходимо много работать, чтобы обеспечивать семью. Поэтомуони уделяют меньше времени своим детям.

TagilCity.ru: Насколько сложно или легко работать сейчас с родителями учеников? Ведь не секрет, что поколения сменились и поменялись и их нравы.

Лариса Ильинична: Скорость роста жизни просто фантастическая. Общество расслоилось – по отношению к учебе, воспитанию, материальному достатку и мировоззренческим вопросам. А школа – это же своеобразная модель общества. И родители очень разные. Раньше было всего несколько групп родителей, к которым нужно было привыкать. А сейчас на собрание приходит 14 человек, и каждый из них – отдельная группа, к которой нужен свой подход.

Редкий родитель скажет, что же он хочет от своего ребенка – поступления в конкретный вуз, например. Учитель в течение многих лет складывает свой образ о каждом ребенке, а через какое-то время он может оказаться в корне неверным. И происходит это потому, что родители не донесли до учителя, что же они хотят добиться от своего ребенка.

Татьяна Викторовна: В советское время учитель был непререкаемым авторитетом. А после перестройки у людей сменился менталитет. Учитывая, какая сейчас идет пропаганда в СМИ: образ школы, образ учителя очень негативны. Если это правовые программы, связанные с каким-либо судебным процессом, то в первую очередь заходит речь именно о правах детей.

Лариса Ильинична: Во время урока учительская этика не позволяет записывать ребенка на камеру или диктофон. А ребенок может сделать все, что захочет – сфотографировать, записать на видео и выложить в интернет. И это очень неприятно. Но, конечно, это зависит от детей, и, к счастью, мне в этом плане повезло – у меня замечательные ученики.

TagilCity.ru: Очень многое в воспитании детей перекладывается именно на плечи учителя. Что делать родителю, чтобы не потерять доверие своего ребенка, не потерять связь?

Татьяна Викторовна: У родителей есть свое, уже сформировавшееся мировоззрение относительно школы и своего ребенка. Иногда они относятся к своему ребенку, как к «чемоданчику»: пришли, отдали в школу как в камеру хранения, а потом забрали. И считают, что из ребенка сразу получится тот, кого они ждут. Поэтому, чтобы избежать недопонимания, я советую родителям чаще бывать в школе и вспоминать себя в этом возрасте.

TagilCity.ru: А какие еще ошибки совершают родители? И как их можно избежать?

Татьяна Викторовна: Очень часто родители пытаются реализовать через ребенка свои нереализованные амбиции. Бывает, что сам родитель в школе не смог получить золотую медаль. И теперь стремится, чтобы эта медаль была у его ребенка. Ему очень трудно быть объективным и стараться прислушиваться к желаниям ребенка.

Советуем больше доверять учителям, по большей части они настоящие профессионалы. Например, у нас в гимназии многие учителя работают с первых ее дней, то есть уже около 20 лет. И они видят какие-то слабости у школьника, поэтому стараются обратить внимание родителей именно на эти качества ребенка. Важно, чтобы учителя слышали, - говорит Татьяна Викторовна.

Вопрос от Евгении: Чем отличается современный школьник от других? Есть ли положительные стороны, отличия? По своему опыту знаю, что когда училась сама, то до нужных решений, в той же математике, доходила сама, а сейчас глянула программу моего племянника и ужаснулась... решаем всей семьей и то задания непонятно, кто придумывал и в каком состоянии...

Татьяна Викторовна: У меня есть пример из практики. Несколько лет назад у меня появился новый класс, и было родительское собрание. Родители озвучили точно такую же проблему: раньше, во время их учебы в школе, все было понятно, а сейчас все по-другому.

Я сама примерно одного возраста с ними и помню, что на самом деле в школе нас учили по таким же учебникам. Математика – наука консервативная, в ней нет частых и резких изменений.

Иногда родители вмешиваются в процесс и начинают помогать своим детям в решении заданий, причем делают это сложными способами из программы старших классов. Они просто не помнят, как это было, допустим в 6-7 классе.

TagilCity.ru: На нашем портале проходил опрос на тему «Пойдете ли вы 1 сентября в родную школу». 30% опрошенных не имеют такого желания, 24% не имеют возможности, но сходили бы. Скажите, а почему, по-вашему, мы, взрослея, все реже заходим к своим учителям?

Лариса Ильинична: У человека просто может не быть потребности, желания. Радует, что я не обделена вниманием бывших учеников. Между учителем и учеником должен быть какой-то особый момент. После решения задачек должно остаться время на простой человеческий контакт. Эта духовная связь не возникает, если у учителя много рабочих часов. И у него просто не остается время, чтобы ученику заглянуть в душу, чтобы эта потребность в общении зародилась.

Татьяна Викторовна: Когда они студенты, они приходят, конечно, чаще. А позже уже появляется семья, работа. И если представить, что нужно вырваться из этого семейно-производственного процесса, то понимаешь, насколько это сложно. И это оправдывает.

TagilCity.ru: Был у нас и еще один опрос «Как часто вы встречаетесь с бывшими одноклассниками». Почти половина опрошенных встречается с ними иногда случайно, а около 27% вообще не видится с ними. А с чем связано такое нежелание взрослых общаться с одноклассниками?

Татьяна Викторовна: Чтобы встречи были, с кем-то из класса должна быть связь. Мы с одноклассниками дружим и до сих пор часто встречаемся. Есть и такая традиция, как встреча родителей одноклассников. Наши дети окончили школу, а у нас есть вечера встреч родителей.

Вопрос от Евгении: Считаете ли систему ЕГЭ такой правильной иправдивой, как нам говорят с телеэкрана, и не кажется ли вам, что наэкзамене такая система лишает какого-то личного общения экзаменуемого иэкзаменатора? На мой взгляд, не все предметы можно тестировать такимобразом!

Лариса Ильинична: Нельзя оценивать ЕГЭ как-то однозначно – хорошоили плохо. Очень много плюсов у него, однако, хватает и минусов. У менясамой неоднозначное отношение к этому виду экзамена. Для школьниковконкретно нашей гимназии есть огромный плюс. У выпускников значительнорасширилась география поступления в вузы. Сейчас, например, нашивыпускники стали чаще поступать на бюджетные места на престижныегуманитарные специальности.

Сейчас благодаря отсутствию дополнительных экзаменов при поступлении у ребенка пропадает стрессовое восприятие этого поступления. Ему проще решиться на это. И он становится смелее – отправляет результаты ЕГЭ сразу в несколько вузов. Причем даже в те, в которые сам бы никогда не пошел сдавать экзамены – побоялся. Сейчас у ребенка больше спокойствия и уверенности в себе, потому что отправить бланк с результатами и потратить массу времени на подготовку к экзамену – это разные затраты как эмоций, так и сил, - отмечает Лариса Ильинична.

Татьяна Викторовна: Минус я вижу в том, что некоторые учителя начинают «натаскивать» детей на сдачу экзамена, а сам предмет отходит на задний план.

TagilCity.ru: Какие советы вы можете дать тем, кто сейчас готовится к экзаменам в школе и к поступлению в вузы или техникумы?

Лариса Ильинична: Задумываться о поступлении надо на уровне 8-9 класса. Чтобы по математике получить баллы выше 90 баллов, за 1 год этого не достичь, над этим надо долго и упорно работать. Конечно, многое зависит и от умений ребенка, но в первую очередь это должна быть систематическая и тщательная подготовка.

TagilCity.ru: Как вы решили стать педагогом? Это семейная традиция или ваше решение?

Татьяна Викторовна: В моей семье все выбирали инженерные профессии,это работа на заводах. У меня было две причины стать учителем. В своевремя у меня был очень хороший педагог, сейчас у меня с ним сейчасскладывается и профессиональное общение. Было и влияние семьи. Все-такина заводе должен быть именно мужчина.

Лариса Ильинична:

Некоторые бывшие педагоги смотрят на нас с жалостью, потому что зарабатываем мы мало. Однако я думаю так: мы занимаемся любимым делом, а они ходят на нелюбимую работу и заставляют себя на ней что-то делать. А мы получаем удовольствие от работы. Поэтому еще не понятно, кому больше повезло, - считает Татьяна Викторовна.

TagilCity.ru: На что бы вы хотели обратить внимание общественности относительно образования?

Татьяна Викторовна: Когда пришел к власти Борис Ельцин, он начал работу именно с образовательной реформы. Но она не была реализована. И сейчас хочется, чтобы реформы по повышению статуса учителя все-таки были реализованы.

TagilCity.ru: Какое пожелание напоследок вы можете дать нашим посетителям?

Лариса Ильинична: Когда мы общаемся с классом, у нас происходит очень тесный контакт, мы становимся единым целым, и это очень важно. Учитель должен понимать каждого ребенка, чувствовать, что для него является сложностью и постоянно ему помогать.

А для всех людей могу сказать так. Ребенок – это настоящее чудо. К нему надо относиться очень бережно. Все дети сильно чувствуют любовь, но с возрастом в них что-то меняется. Хочется, чтобы наша любовь не давала им меняться и становиться жестче и злее. Всем людям надо заботиться о детях. И любить их. Сейчас любовь чаще становится какой-то разовой акцией, под любовью понимают некую вседозволенность. Любовь – это не всепрощение, а нечто другое. На самом деле это внимание к проблемам ребенка и искренняя забота о нем.

© Беседовала Александра Балуева, TagilCity.ru

"