До 18 и страшно: откуда в детях агрессия?
Редакция TagilCity.ru опросила инспектора ПДН, многодетную мать, психолога и опытного педагога.
С началом учебного года в Нижнем Тагиле произошло немало конфликтов и драк с участием детей.

Дети обзывают и бьют друг друга, взрослых, сотрудников полиции, учителей, животных.

Школьная агрессия набирает обороты.

Кого винить в том, что девятиклассница избивает с группой подростков своих сверстников? Публикует на своей странице в социальной сети записи о суициде, пошлые видео, использует нецензурную брань? Кто виноват в том, что после школьных драк у детей остаются сильные повреждения: черепно-мозговые травмы, переломы, ушибы? Как быть, если на замечания взрослых ребенок ругается матом, ломает детские площадки и распускает руки?

Как сказал один из собеседников ТagilCity.ru, ребенок - это совместный продукт общества: родителей, школы и другого окружения. Журналист ТagilCity.ru пообщался с инспектором ПДН, с психологом, с многодетной материю и опытным педагогом.
Истории
Драка между школьниками закончилась черепно-мозговой травмой и компрессионным перелом позвоночника для одного из них
Два подростка в школе №95 завязали потасовку во время перемены. Причиной драки стали оскорбления от одного мальчика в адрес мамы второго.

Обидчик, помимо оскорблений, нанес удар семикласснику и применил силовой прием. После такой атаки 12-летний мальчик получил черепно-мозговую травму и провел несколько дней в больнице.
Одноклассник матом оскорбил «маму» мальчика из виртуальной игры. За это он ударил одноклассника ладонью. Противник в ответ применил силовой прием и уронил 12-летнего мальчика на пол.

Девятиклассница Ольга держала в страхе всю школу. С группой единомышленников она избивала других детей.
В 44 школе девятиклассник потерял сознание во время драки со сверстником. Из-за этого конфликта стали известны и другие вопиющие случаи насилия, происходящие в этом учебном заведении.

Девочка Ольга подговаривала ребят избивать детей, которые учились с ней в одной школе.

Более того, зачинщица драк и конфликтов в 44 школе выкладывает на своей странице в социальной сети «Вконтакте» посты о суициде, видео 18+ и фото с алкоголем.
Журналист TagilCity.ru пообщался с инспектором по делам несовершеннолетних. Татьяна Пинаева прокомментировала ситуации с драками школьников.
Ситуация с девятиклассницей, которая держала всех в страхе, только сейчас стала известна. Но эти события в школе были, и стоит вопрос: есть в школе завуч по воспитательной работе, есть классный руководитель в школе, есть психолог, но никто, по всей видимости, ситуации не пресекал? Наверное, ограничивались какими-то своими собственными беседами и на этом все. Но дальше информацию, как положено было, донести директора школы, до завуча по воспитательной работе, видимо, не донесли.

И все противоправные поступки должны передаваться в подразделения по делам несовершеннолетних. Органам внутренних дел. Любое деяние подростка должно иметь процессуальное решение. Чем на более ранней стадии мы купируем противоправные поступки, тем, я думаю, скорее мы не дадим возможности развиться у ребенка этому противоправному поведению. Что и стало там возможным.

Теперь уже страдает очень много детей от деяний этой девочки. Теперь и она уже занимает агрессивную позицию, защищая себя. Если бы вовремя были известны эти факты, это все, наверное, бы обошлось.

Начальник отделения по делам несовершеннолетних Татьяна Пинаева
В октябре на улице Юности избили 12-летнего подростка. Потерпевший Никита оказался известным задирой и уже находился в поле зрения прокуратуры из-за избиения им своей одноклассницы.
12-летней мальчик подвергся избиению взрослых. Случай вызвал широкий общественный резонанс. Мальчику сочувствовали, а его обидчиков всячески поливали грязью в социальных сетях.

Но оказалось, что не всё так однозначно.

Семья избитого подростка в Нижнем Тагиле ранее заплатила 5000 рублей за разбитое лицо одноклассницы.

А родители одноклассников Никиты охарактеризовали школьника, как известного задиру, без которого не обходился ни один конфликт.
Стрельба и драка: подросток попал в больницу после конфликта во дворе Нижнего Тагила
Около 22 часов во дворе дома №3 на Черноисточинском шоссе произошёл конфликт между группой подростков и взрослыми мужчинами, жителями двора.

По словам местных жильцов, ночью они услышали шум во дворе. Бдительные граждане заподозрили подростков в вандализме и вышли с ними побеседовать.

Взрослые мужчины столкнулись с жестким отпором со стороны молодых парней. Ребята оскорбляли жителей двора нецензурной бранью.
Казалось бы подростки пришли на детскую площадку и вели себя, наверное, нехорошо, некрасиво по отношению ко взрослым употребляли первоначально нецензурную брань. По всей видимости, им кажется допустимым общаться на «ты», но потом, когда ситуация немного поменялась, когда видеосъемка пошла, они уже себя сразу позиционировали с другой стороны. Как раз-таки, подростки и понимают как можно себя вести в той или иной ситуации. Но взрослые конечно не сдержались. Защищая свое имущество.

Начальник отделения по делам несовершеннолетних Татьяна Пинаева
Дети-преступники
Одно дело - дети дерутся, ругаются в школе. Но ведь некоторые из них позже становятся настоящими преступниками, а их дела гремят на всю Россию.
Хабаровские живодерки
История о девочках, которые на камеру убивали и истязали животных, произошла осенью 2016 года. Добиться наказаний для несовершеннолетних живодерок, в том числе, помогло и освещение ситуации в СМИ.
Убийца, вор и угонщик из Екатеринбурга
15-летний школьник убил собственную мать. Уголовной ответственности он избежал из-за юного возраста, также было доказано, что он совершил это в состоянии аффекта. Домашний арест, однако, не помешал впечатлительному ребенку из Екатеринбурга чуть позже совершить кражу и угон авто.
По данным Министерства внутренних дел
Российской Федерации, в 2016 году каждое двадцать второе преступление (4,5%) совершено лицами в возрасте до 18 лет или при их соучастии.

За 9 месяцев 2017 года показатель практически не изменился: дети стали преступниками или соучастниками у каждого двадцать седьмого (3,7%) преступления страны.
Конечно, по сравнению с концом 90-х и началом 2000-х годов, детская преступность на данный момент ниже. Но, существенного спада не наблюдается: показатели колеблются в районе 50-70 тысяч преступлений в год. Это в 2-3 раза больше, чем число преступлений в состоянии наркотического опьянения.
В большинстве последних конфликтов с участием подростков и детей Нижнего Тагила применялась нецензурная речь и звучали оскорбления в отношении взрослого человека.
Откуда у подростков столько агрессии? Почему они позволяют себе мат и оскорбления?
На вопросы редакции отвечают психологи, родители и полиция.
Эксперты единогласно уверены, что плохое влияние на детей оказывают интернет и телевидение. Редакция TagilCity.ru писала материал о пользе и вреде интернета для детей.
Мало культуры поведения у подростков. Все это, конечно, очень негативное влияние со стороны интернета. Все общение детей происходит в интернете, факты оскорбления друг друга в интернете. Они не считают зазорным оскорбить взрослого человека, педагога в интернете, а потом применить физическую силу в отношении взрослого человека и даже сотрудника полиции. Они считают допустимым, потому что, конечно, закон стоит на стороне подростка. Он лоялен. Но я думаю что это некое упущение, потому что закон должен быть жестким. И непримирим к такому поведению. Всего у нас в гарнизоне 40 сотрудников по делам несовершеннолетних. Конечно, это очень маленькая сила. Хотелось бы максимально охватывать и чаще бывать в образовательных учреждениях.

Татьяна Пинаева
Начальник отделения по делам несовершеннолетних Татьяна Пинаева

Татьяна Баландина
Директор НОЧУ ДЦ «Гений»
Мое личное мнение, что с нашим временем что-то сильно нет так. Что касается детей: я думаю, что дети себя ведут агрессивно очень часто, и большая в этом роль родителей. Когда родители все время заняты и им некогда ребенку книжку перед сном почитать. Когда родители очень заняты, дети тоже очень заняты. Только телевизором или интернетом. Модные блоггеры учат их как жить. А детки, как обезьянки, они всё копируют. Если взрослый так делает, то и мне можно.
Почему проявляется агрессия у детей? Что видят наши дети по телевизору? Какие показывают мультфильмы? Как общаются родители между собой и как общаются с ребёнком? Чем занят ребёнок? Какие увлечения? Всё это связано между собой и мировоззрением ребёнка. Пока детки маленькие, они душки, мы всегда любуемся и умиляемся их первыми победами, но всё это чаще всего проходит до подросткового возраста, потом мы начинаем заниматься нравоучением, осуждать их, критиковать.

Анна Межова
Мать троих детей, Президент НКО Благотворительного фонда «Нижнетагильский городской родительский комитет»

Татьяна Огородникова
Психолог (кандидат психологических наук), семейный консультант, АНО «Центр семейной терапии и консультирования»
Слово «воспитание», оно переводится, как восПИТАНИЕ, то есть мы ребенка напитываем определенными отношениями, ценностями, смыслами, стратегиями. Передаем ему важное и ценное. А если этого не происходит, некогда, заняты, то в компьютере и в телевизоре тоже постулируются определенные ценности. Чем ребенок напитывается в наше время? Большой вопрос.
Дети копируют взрослых?

Татьяна Огородникова
Психолог (кандидат психологических наук), семейный консультант, АНО «Центр семейной терапии и консультирования»
Задача родителей очень важна, я обычно родителям предлагаю сформулировать, каким бы они хотели видеть своего ребенка. Многие говорят, хотели бы видеть умным, добрым, уверенным, ответственным и так далее. Потом я спрашиваю, а расскажите теперь о ближайшем окружении своего ребенка: папа, брат, друг, дядя, бабушки... И я прошу назвать те действия и слова, которые эти люди чаще всего говорят и делают в отношении ребенка. Часто оказывается, что те слова и дела, которые они делают, они совершенно не формируют тех качеств у ребенка, которые бы хотели видеть те же родители. Ребенок же формируется в семье большую часть времени. Ну и в социуме, в том числе. Получается, если они хотят видеть ребёнка, например, который хорошо учится и достигает цели, а вместо этого папа все время занят, маме тоже некогда, соответственно, у ребенка не формируется желание, скажем так, преодолевать препятствия, он привык, что окружающие его люди тоже этого не делают. Или ему все время делают замечания какие-то и так далее, вместо того, чтобы взять и куда-то с ним пойти что-то обсудить. О чем-то с ним подумать. Поэтому у ребенка не формируется, скажем так, рефлексия, какие-то размышления по поводу каких-то своих действий и так далее. То есть ребенок, это продукт системы и того общества и семьи, в которых он растет.
Каждый родитель хочет, чтоб его чадо училось на одни пятёрки и было лучше всех. И это большие ошибки многих родителей. Пусть учится, на сколько сможет, лишь бы не на двойки, не каждому ребёнку дано быть вундеркиндом и отличником, может его потенциал в чём-то другом. Помогите ему закрепить программу, не решая за него задачи, а открыв учебник и на пальцах объяснить и дать возможность сделать самому домашнее задание.

Анна Межова
Мать троих детей, Президент НКО Благотворительного фонда «Нижнетагильский городской родительский комитет»

Анна Межова
Мать троих детей,
Как вы общаетесь дома, так и будет общаться Ваш ребёнок. Как вы ведёте себя на улице или в компаниях, так и он будет себя вести. Курите? Поверьте, вас долго не заставит ждать первая сигарета у ребёнка. Пьёте? Ну и это дело времени. Хочешь воспитать хорошего человека - воспитай себя.
Первое, на что надо обратить внимание, это просто не отбирать у ребёнка детство. Не таскать его по школам, дополнительным занятиям, репетиторам русского, английского. Всё должно быть по возрасту. Загоняя детей по всем дополнительным занятиям, мы загоняем себя: стресс проявляется не только у детей, но и у самих родителей, а это - скандалы, упрёки, что вы вложили в него, а он неблагодарный и т.д.
Подростки не все жестоки, говорить, что они только в наше время такие - неверно. Я тоже была подростком, мне 41 год, воспитывалась в советском обществе, подобные ситуации были, в основном зачинщиками становятся как раз-таки взрослые люди, начинают угрожать, наезжать, оскорблять и тд, показывать своё превосходство. Не умеют общаться с подростками - в точку! Много клиентов говорят, что-то вроде: наши дети не такие...Чушь, вы и не узнаете, как ваши дети себя ведут вне семьи!

Ирина Анатольевна
Мать двоих подростков
Какую роль играет школа в воспитании детей?

Татьяна Баландина
Директор НОЧУ ДЦ «Гений»
Еще одна сторона, что касается простых школ. Раньше, когда мы еще учились, школа какую-то воспитательную функцию выполняла. Там как-то к труду приучали, что-то мы там делали. Сейчас школа воспитательной функции какой-то, нравственной вообще не несет. Детей, не дай Бог, там заставят тряпкой пол протирать, всё, сразу там детский труд, какие-то правила. И, в это же время, дети все время вынуждены вести себя так, как им по природе не свойственно: отвечать на какие-то вопросы, нельзя встать, нельзя делать то, что тебе интересно. И я сейчас не про желание баловаться. Например, человеку интересна сейчас математика и он может быть пятьдесят примеров бы решил, но он должен сейчас русским заниматься. А ведь раньше людей до царской России учили так, что у них были репетиторы и гувернеры, которые занимались с ними. Пришёл учитель по французскому и весь день занимается с ним французским. Нет такого, что 40 минут и ты побежал к другому учителю. Школа не учитывает природные склонности ребенка к тому, что он должен иметь возможность быть подвижным. Не в плане хочу и кричу, а просто он мог бы поделать задание, а потом встать размяться, пройтись карандаш поточить, вернуться на место. Школа же этого не позволяет детям, поэтому в них копится внутри эта скованность их импульсов и их природы. Им же надо это куда-то изливать. Они не могут держать в себе, иначе это их будет разрушать.

Анна Межова
Мать троих детей, Президент НКО Благотворительного фонда «Нижнетагильский городской родительский комитет»
И учителя, редкость найти педагога, который будет принимать ребёнка как личность. К сожалению, многие учителя не соблюдают субординацию и высказываются очень резко в присутствии всего класса. Тут уже всё зависит от руководства школы, где совместно с ребёнком, педагогом и директором должен состояться диалог. И стараться не избегать родительские собрания, где вы наглядно убедитесь, что Ваш ребёнок, это не белая ворона.
И потом эта конкуренция. В хороших школах, которые стремятся к чему-то, у них там как... Вот у меня девочка пришла, она у нас отучилась, она такая разумная, хорошая, подвижная любознательная. Но то, что их все время сравнивают между собой... Вот эти: у тебя там тройка, а у него пятерка. И дети так это разделяют, и подружки говорят, а мы с тобой не будем дружить, у тебя тройка. Но у нее тройка не потому, что она дурочка, а потому, что была занята своим увлечением и что-то там не успела. Эти сравнения тоже порождают агрессию. Человек сравнивается только сам с собой. Вот я вчера не умел, сегодня я умею. И я все время детей только с самих собой могу сравнивать. Посмотри, у тебя не получалось, а сейчас вон как красиво у тебя.

Татьяна Баландина
Директор НОЧУ ДЦ «Гений»
Что такое агрессия и как с ней бороться?

Татьяна Огородникова
Психолог (кандидат психологических наук), семейный консультант, АНО «Центр семейной терапии и консультирования»
Агрессия - один из способов доказать, что я есть, что я существую, я обладаю определенной властью, и вы меня увидите и заметите. Если ребенку не предоставлять возможность для самоутверждения себя, например, в советские времена были определенные организации, где ребенок мог чего-то достичь, какие-то приветствовались инициативы, то это выливается в агрессию. Сейчас этого как-то не так много и дети, мне кажется, даже не знают, как они могут себя проявить, как они могут показать, «я значим, я важен» и так далее. А агрессия - это очень быстрый способ показать свое существование. Желание власти, желание показать Я, а иногда и отомстить за то, что, как считает подросток, его оскорбили, на него не обратили внимание, его не заметили.
Агрессия подростка - это последствия многих моментов, связанных с его воспитанием, с окружением, с социумом, с общением его со взрослыми. Его поведение связано с его представлениями о мире, о себе, о людях. Оно сформировалось и лишь реализует все эти моменты. Определенных усвоенных ценностей, стратегии и достижения цели. Любое поведение не просто так происходит: «я делаю просто так». Оно связано с тем, что «мне очень важно и нужно» и он (подросток) пытается это каким-то образом достичь. Удовлетворить определенные свои потребности.

Татьяна Огородникова
Психолог (кандидат психологических наук), семейный консультант, АНО «Центр семейной терапии и консультирования»
Как взрослым вести себя? Можно ли им ругаться при детях? И как правильно делать замечания подростку? Как при этом не задеть его, не критиковать, не обидеть?
Без конфликтов взрослых при детях не обойтись. Всякое бывает. Но ссоры между взрослыми могут и хороший пример подать. У нас дома бывают споры. Это нормально. У каждого есть свое мнение, каждый имеет право на отстаивание позиции. В споре муж с женой могут показать детям, что, например, женщина может быть мягче, мужчина может уступить в чем-то. Мы никогда не переходим на личности.

Татьяна Баландина
Директор НОЧУ ДЦ «Гений»

Анна Межова
Мать троих детей, Президент НКО Благотворительного фонда «Нижнетагильский городской родительский комитет»
Необходимо увлечь ребёнка спортом или хобби, что он любит, к чему стремится. Нравится мягкая игрушка - пусть шьёт, любит бокс - отправляйте на бокс, и не судите его, если Вам это не нравится. Это его увлечение, а не Ваше, так в нем воспитаете личность. И в наказание не лишайте его возможности заниматься любимым делом. Вот лишить компьютерной игры и телефона на неделю будет эффективней.
Важно не задевать личность подростка. Для подростка это очень болезненно. Здесь можно изначально, чтобы ребенок лучше начал осознавать то, что происходит, озвучить его действия: я вижу, например, что ты ломаешь площадку, рушишь качели и так далее... Дальше спросить: с какой целью ты это делаешь? Тебе это очень важно на данный момент? Ребенок может сказать, да вот мне хочется все крушить и так далее. Тебе хочется всё крушить? Мы пытаемся понять его потребность, мы хотим, чтобы он нас услышал, и понять, а что он хочет этим самым сделать. Тебе хочется всё крушить, все ломать, у тебя много силы, в зависимости от контекста, тебе хочется чтобы, ничего не осталось вокруг? Да, мне этого хочется, я сердит, зол, раздражен. Мы можем сказать про его чувства, что вот я вижу, что ты рассержен, тебе что-то не нравится и ты ломаешь. И когда мы начинаем так разговаривать с человеком, он привлекается на самом деле. Я могу озвучить свои переживания. Можем сказать: ты знаешь, мне тоже очень хочется иногда все крушить и ломать. У меня тоже бывают иногда такие переживания. Но если мы все будет ломать, то ничего не останется, может есть другие способы что-то сделать? Можем поделиться, как мы удовлетворяем потребность выместить злость. Рассказать как, мы это делаем, когда хочется всё крушить и ломать. Например, пойти в лес или пинать мяч или что-то еще. Поделиться разными способами. Важно научится разговаривать и быть в диалоге, а не быть таким моралистом сверху, который требует чего-то, а на самом деле ему даже не важно и не интересно, что происходит с этим человеком. Потому что это следствие всего лишь. Какова потребность, причина - это важно узнать.

Татьяна Огородникова
Психолог (кандидат психологических наук), семейный консультант, АНО «Центр семейной терапии и консультирования»
Если всё-таки у ребёнка проявилась агрессия, прогулы в школе, драки и т.д., не поленитесь, поговорите с его лучшими друзьями, не настойчиво. Сходите в школу, послушаете педагогов, особенно тех, кто ставит двойки Вашему ребёнку. Зайдите в социальные сети, посмотрите страничку, с кем общается, на какие группы подписан. Вас удивит, сколько Вы не знаете о нём.
И психологи ребёнку не помогут, они нужны Вам, посетите, не помешает.

Анна Межова
Мать троих детей, Президент НКО Благотворительного фонда «Нижнетагильский городской родительский комитет»
Начальник отдела по делам несовершеннолетних Татьяна Пинаева советует родителям не отпускать детей в ночное время. А школы, в которых появились агрессивные подростки должны незамедлительно сообщать об этом психологам и другим специалистам. На проблемы детей нужно обращать внимание на ранних стадиях.
Я говорю это на протяжении длительного времени: отсутствует тотальный контроль в отношении своих детей. Этого быть не должно. Родители должны контролировать своего ребенка. Ежечасно. Где ты, с кем ты, чем ты занят, во что ты одет - вот такие мелочи и ребенок испытывает на себе внимание родительское и чувствует вот такую маленькую заботу, но он понимает что родители позаботились. Где ты находишься, давай, время позднее, мы за тобой сейчас подойдем, приедем, поехали вместе домой. То есть ребенок не должен быть оторван от семьи. Все время родители должны держать в поле своего зрения.

Мы стараемся не оставлять образовательные учреждения без своего взимания. Мы подсказываем, куда можно обратиться. Это и психологи и центры психотерапии и семейного консультирования. Это врачи психиатры. Не надо этого бояться, потому что это профессионалы своего дела и, когда ребенок требует коррекции поведения, и которое, возможно, на базе заболевания какого-то, конечно, необходимо обращаться к врачам-специалистам.

Конечно, мы консультируем по многим вопросам и готовы принять любого гражданина с детьми и оказать любое содействие.


Я всем рекомендую: не надо умалчивать. Потому, что сотрудник ПДН, офицер в погонах, у него немножечко другой стиль общения. И мы рассказываем подростку его дальнейшую перспективу. Чем все дело может закончиться. Мы приводим конкретные примеры. Когда ломаются судьбы детей. Когда они не задумываясь совершают преступления. При любом трудоустройстве один из первых документов - это справка о наличии или отсутствии судимости. И когда взрослый молодой человек приходит и устраивается, а у него есть судимость, то конечно так ломаются судьбы. И важно донести до подростка, чем это все может для него обернуться.


Татьяна Пинаева
Начальник отделения по делам несовершеннолетних Татьяна Пинаева
Психологи и опытные родители советуют:
- Больше читать ребенку хороших книг;
- Гулять с ребенком и обсуждать важные жизненные вопросы: что хорошо, что плохого, как поступать в тех или иных ситуациях и т.д.;
- Изучать интересы ребенка, поддерживать его хобби, быть в курсе его увлечений;
- Общаться с его друзьями, с родителями его друзей, с его учителями;
- Ограничить его пользование интернетом. Во всяком случае, его нахождение там не должно быть бесконтрольным;
- А самое главное: уделять внимание ребенку. Уважать его. Не переходить на личности. Не сравнивать его ни с кем. Помогать ему.
Любите своих детей. Чаще говорите им о том, что вы их любите. Маленькие человечки не могут сами по себе стать злыми и жестокими.
Редакция TagilCity.ru не стала опрашивать детей и подростков о причине их агрессивного поведения. Дети, порой, и сами не знают, что у них внутри. Задача взрослых - понять ребенка и объяснить ему, почему он чувствует злость и обиду, как бороться с негативными ощущениями, к кому обратиться за помощью. Задача близкого человека быть первым, кто услышит и поймет подростка.
Агрессия вашего ребенка - это крик его души. Не закрывайте свои уши.
Текст: Камила Мориак, Александа Логинова
Оформление: Камила Мориак
Made on
Tilda