Posted 3 августа 2011,, 04:09

Published 3 августа 2011,, 04:09

Modified 14 декабря 2023,, 15:55

Updated 14 декабря 2023,, 15:55

Николай Диденко: «Работа мэра Валентине Исаевой не по силам»

3 августа 2011, 04:09
Бывший глава Нижнего Тагила Николай Диденко, три года назад с громким скандалом покинувший руководящую должность, вновь возвращается в информационную повестку Свердловской области.

В своем первом после ухода с поста мэра интервью г-н Диденко заявил«НЭП» о своем намерении продолжить политическую карьеру в качестведепутата областной думы, а также рассказал о том, кто из региональныхчиновников вынуждал его срочно уйти в отставку, и будет ли он боротьсяза кресло градоначальника Нижнего Тагила в 2012 году.

– НиколайНаумович, с момента вашей отставки, точнее истечения полномочий главыгорода, прошло уже довольно много времени время. Чем занимались этигоды?

– Вновь стал полноценным семьянином. За минувшую четвертьвека у меня катастрофически не хватало личного времени: пять с половинойлет был начальником домостроительного комбината, потом еще почти 19 –руководителем исполнительной власти города. Рано утром уезжаешь наработу, поздно вечером – домой. Плюс почти все субботы рабочие. За этовремя выросли дети, внуки. А теперь у меня появилось больше свободноговремени.

– Как сказались на вас многочисленные скандалы,связанные с возбуждением в отношении вас уголовных дел, которые сейчаспрекращены в связи с истечением срока давности и отсутствием составапреступления (Диденко обвиняли в халатности за заключение контракта наобслуживание сайта администрации с компанией, которой владеет зятьэкс-мэра, и выделение на создание сайта 5,5 млн бюджетных рублей, атакже в превышении полномочий за заключение неправомерного договора сМУП «Городской центр недвижимости» – прим. «НЭП»)?

– Сломаться яне сломался. Лично для меня расширился, к сожалению, круг людей,которым бы я никогда не подал руки. Разумеется, мне неприятно говоритьоб этом, да и называть этих людей я не хочу. Не стоят они того.

– Можете ли вы сейчас говорить об этих уголовных делах, об их подоплеке?

–Насколько я помню, в СМИ эта тема обсуждалась очень активно, если несказать по-другому. Есть ли смысл сейчас повторять уже известное? Или ядолжен оправдываться?

– Вам предлагали уйти в отставку «по-хорошему»? Если да, то почему вы не согласились?

–Какие ответы вы рассчитываете услышать? Тем, кому приказали менясместить с поста мэра, деваться было некуда. Формальных-то причин длямоего увольнения не было. Предлагали «по-хорошему»? Да, предлагали:добровольно сложить с себя полномочия, поддержать кандидатуру какого-топретендента, а потом мне, может быть, дадут другую должность за «хорошееповедение»… Но, во-первых, главой города меня избрали не областныечиновники и представители промышленно-финансовых корпораций, а рядовыетагильчане. Во-вторых, предлагали не те люди, с которыми можно было этообсуждать. Не те, кому можно было верить. Теперь уже бывший председательобластного правительства господин Кокшаров, например, требовал, чтобы ясложил полномочия главы города даже не досрочно, а просто срочно...

Честноговоря, до сих пор не понимаю, зачем весь этот скандал был нужен. Небыло в этом никакой необходимости. Я ведь с учетом складывающейсяситуации участвовать в выборах 2008 года не собирался. Причем сам же обэтом и говорил...

Но случилось то, что случилось. Время всерасставляет по своим местам. Прочитал недавно в газете интервью суполномоченным по правам человека в Свердловской области ТатьянойМерзляковой. Спрашивают Татьяну Георгиевну (в отношении меня, видимо):зло должно быть наказано? А она и отвечает: да, конечно. Далее открытымтекстом – «три года назад шла травля Диденко»...

– Вы сказали,что формальных поводов сместить вас с поста мэра не было. Позвольте неповерить, ведь при желании можно найти повод не только для того чтобыкого угодно из мэров снять с должности, но и даже посадить.

–Были ли у меня ошибки? Наверное, были. Как у любого другого руководителятакого ранга. Но о том, как я работал на посту главы второго повеличине города Свердловской области 18 с половиной лет, пусть судяттагильчане.

– За последние три года уральскую политическую аренупокинули такие «тяжеловесы» как Эдуард Россель, Аркадий Чернецкий, мэрыряда городов. Как вы оцениваете эти перемены? Как оцениваете работукоманды нового губернатора Александра Мишарина, администрацииЕкатеринбурга без г-на Чернецкого, работу своей преемницы ВалентиныИсаевой?

– Судить о деятельности команды Александра Мишарина неберусь. Я ведь с его командой не работал. Хотя отдельных руководителейобластного кабинета министров знаю очень хорошо, и всегда относился иотношусь с большим уважением. Аналогично по Чернецкому. Он, кто незнает, выходец из Нижнего Тагила.

Что касается Исаевой, торабота мэра Валентине Павловне не по силам. Я полагаю, мой многолетнийопыт управленца позволяет мне давать такие оценки.

– Понеофициальной информации, год назад вы пытались инициировать внедрение вНижнем Тагиле двуглавой системы власти и поставить на должностьсити-менеджера своего человека. Это правда?

– Вот так из слухов и узнаешь о себе много нового... Нет, не правда.

– А как вы оцениваете двуглавую систему власти? Насколько она эффективна?

–Если вдуматься, в этой модели ничего нового и нет. Я знаю, о чемговорю. Сам в этой системе поработал. Только тогда, в 1990 году, онапо-другому называлась. Я был председателем горисполкома. А избрали меняна эту должность 120 депутатов горсовета. То есть двуглавая система ужебыла: председатель горсовета и председатель горисполкома.

Я неуверен, что нужно реанимировать то, от чего когда-то отказались. Хотя вотдельных случаях, возможно, эффект и есть – при наличии идеальноготандема руководителей двух ветвей власти. Иначе получается размываниевласти. Сити-менеджер подотчетен только депутатам городской думы, аглава исполнительной власти – населению города, избравшего его на этотпост.

Кстати, недавно глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргинпублично заявил, что не считает возможным дальнейшее распространениепрактики такой реорганизации муниципальной власти.

– Николай Наумович, скажите честно, вы хотите вернуть себе мэрское кресло на выборах 2012 года?

–В выборах главы Нижнего Тагила в 2012 году я участвовать не буду. Я итак достаточно долго был во главе исполнительной власти. Найдутся,наверное, другие достойные кандидаты. А вот, если кто-то обратится засоветом, в помощи не откажу.

– Но от власти весьма трудноотказываться. Говорят, вы намерены баллотироваться в депутатысвердловской областной думы по одному из одномандатных округов НижнегоТагила. Такое предложение вам поступило от главы обкома КПРФ ДмитрияШадрина. Вы уже вступили в компартию?

– Ни в какую партию я невступал. Хотя, не скрою, были разные предложения от разных партий...Вопрос о возможном моем участии на выборах в облдуму мы действительнообсудили при встрече с Дмитрием Шадриным. А что, собственно, тутособенного? У меня есть большой опыт работы и в законодательном собранииобласти.

Но пока говорить о каких-то конкретных решенияхпреждевременно. Доверие политической парламентской, подчеркну, партии,разумеется, ко многому обязывает. Но в итоге все будет зависеть отволеизъявления тагильчан. И именно им решать, кому доверить защиту ихинтересов на областном уровне.

– Каким будет главный тезис вашей предвыборной кампании, если она состоится?

– Что бы в жизни ни менялось, нужна гарантия социальных гарантий. Для всех и для каждого.

–Хотите сыграть на контрасте с Валентиной Исаевой, которая отменилаинициированные когда-то вами муниципальные надбавки работникам бюджетнойсферы и разовые выплаты семьям за рождение второго и последующегодетей, а также приостановила некоторые целевые программы социальнойподдержки населения? Но ведь на эти решения г-жи Исаевой, наверное,повлияли и отсутствие полномочий согласно меняющемуся законодательству, икризис.

– На кризис можно списать все, даже чье-то неумениеработать. Полномочий и сейчас предостаточно... Нельзя ухудшатьсоциальное положение населения. А улучшать никому не возбраняется. Хочуотметить, что когда решения по выплатам надбавок бюджетникам и такназываемым «премиям Аиста» семьям впервые принимались к исполнению,бюджет Нижнего Тагила был в два раза меньше сегодняшнего...

–Если не получится продолжить политическую карьеру, чем займетесь? Можетбыть бизнесом? У вашей семьи ведь есть неплохой бизнес.

– Мой сынзанимается бизнесом, но в его дела я никогда не вмешивался. Своегобизнеса у меня нет, и не было. Да и бизнесмен я, по нынешним меркам,если можно так выразиться, никудышный. Иначе был бы сейчас генеральнымдиректором какого-нибудь ОАО, ООО…

Материалы по теме
"