Posted 3 июля 2015,, 12:25

Published 3 июля 2015,, 12:25

Modified 4 августа 2022,, 21:38

Updated 4 августа 2022,, 21:38

Проект TagilFace: Дмитрий Ибрагимов

3 июля 2015, 12:25
Если рассуждать о том, чем по-настоящему богат Нижний Тагил, то я Вам отвечу – людьми. Простыми людьми, которые идут вам на встречу по улице, ездят с вами в одном транспорте и так же, как и вы, искренне любят свой родной город. Мне хочется рассказать о Тагиле в лицах, рассказать историю о каждом из вас, о ваших начинаниях и успехах, о приключениях и мудрости, которую вы постигаете на своём жизненном пути. Так родилась идея проекта «TagilFace», проекта о тех, чья судьба неразрывно связана с нашим прекрасным городом.

Сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, о путешествиях и увлечениях которого можно написать целую книгу. Ему покорились водные глубины многих уголков земного шара, а сделанные им археологические находки нашли своё почётное место в Уральских музеях. Мы встретились с Дмитрием Ибрагимовым в небольшой мастерской – кто бы мог подумать, что профессиональный инструктор по дайвингу находит умиротворение за реставрацией старой мебели. Но в замыслах Дмитрия дать вторую жизнь не только видавшим виды столам и стульям – он охотно делится своими идеями по возрождению культурно-исторических объектов нашего города. Но, обо всём по порядку.

TagilCity.ru: Дмитрий, когда Вы обнаружили у себя интерес к дайвингу?

Дмитрий Ибрагимов: Это было давно. В детстве мы с пацанами ходили на Выйский пруд ловить раков. Для того, чтобы их поймать, нужно было нырять в воду. И тогда у меня родилась мысль: вот бы найти пустой огнетушитель и набить его воздухом. Через много лет эта идея осуществилась (улыбается).

Мне подсказали дайв-клуб, в котором я познакомился с его руководителем Сергеем Германовичем Кондрашиным. Дайвингом он занимается всю жизнь, профессионал высочайшего класса. Он стал моим наставником. Каждый раз, когда удаётся совместно понырять, перенимаем друг у друга какие-то «мульки» из практики, которые позволяют расти профессионально. А чем выше твоё мастерство, тем ты сможешь больше дать своим студентам. Соответственно, и результаты у них будут лучше.

TagilCity.ru: Вы помните тот момент, когда дайвинг стал больше, чем просто увлечением?

Дмитрий Ибрагимов: Посещая разные дайв-клубы, общаясь с профессионалами, ты каждый раз в свою копилку опускаешь «копеечку». Куда-то съездил, с кем-то познакомился. Так аккумулируется опыт. В итоге настает момент, когда ты понимаешь, что можешь что-то людям дать и показать.

Для того, чтобы стать инструктором, я прошёл непростые сертификационные процедуры в международной профессиональной ассоциации. Кроме этого моя деятельность как инструктора регулярно проверяется: ассоциация рассылает студентам, которых я сертифицирую, подробные анкеты с вопросами, охватывающими весь процесс обучения.

Сейчас я сертифицированный инструктор по нескольким специализациям, в том числе: глубоководное погружение, ночное,в сухом гидрокостюме, погружение в надголовную среду. Все обучение проходит по стандартам PADI (профессиональная ассоциация дайв-инструкторов - прим. автора). Это структура мирового уровня, а все программы обучения стандартизированы и изложены в специальных учебниках, переведенных на все языки мира.

TagilCity.ru: С чего начинается процесс обучения?

Дмитрий Ибрагимов: С учебника для начинающих «Open Water». Надо сказать, что все учебники PADI великолепно иллюстрированы и читаются как художественная литература. В конце каждой главы есть контрольная работа, которую студент обязан выполнить. У меня эти контрольные хранятся в анкете студента в течение пяти лет.

TagilCity.ru: Учебник прочитал, контрольные выполнил. А что дальше?

Дмитрий Ибрагимов: Дальше - практика. Задача: выполнить два десятка упражнений в бассейне и четыре погружения на открытой воде. Только после этого студент получает сертификат. Но бывает, что новичок получил сертификат, приехал в дайв-клуб, а как это должно быть по-настоящему он не знает. Поэтому последние семь лет вожу тех, кто прошел обучение, на Красное море в немецкий клуб. Это наши давние партнёры. Мы приезжаем, арендуем хороший корабль с командой и… погнали на нырялку. Все происходит с немецкой педантичностью: если сказано, что корабль уходит в 8 утра, то он уходит именно в назначенное время и ни минутой позже. Кто знает египетскую пунктуальность - оценит это (улыбается). Моя задача - показать ребятам как выполнять дайв правильно и безопасно, чтобы в конечном итоге они почувствовали себя самостоятельной «боевой единицей» и могли свободно ехать нырять в любой океанмира.

TagilCity.ru: За какое время можно освоить дайвинг?

Дмитрий Ибрагимов: Графики обучения составляются индивидуально. Но, если у вас уже куплены путевки и нужно уезжать, то за 8-10 дней пройти программу и получить сертификат реально. Важно отметить, что сертификат – это гарантия прохождения стандартизированного курса обучения и действителен он в любой точке мира.

TagilCity.ru: Как много желающих получить такой сертификат?

Дмитрий Ибрагимов: В год обучение проходят пятнадцать-двадцать человек. Надо сказать, дайвинг - удовольствие не из дешевых, поэтому я всегда советую для начала попробовать и понять надо ли вам это вообще. Но, как правило, решают что надо, так как это новые ощущения и действительно интересно.

Сертификат «Open Water Diver» дает право погружения на глубину до 18 метров. Кроме того, существует много программ продолженного обучения: глубоководные погружения, ночные, под лед, погружения на затонувшие объекты и другие. Схема обучения та же: учебник, контрольные работы, отработка практики.

TagilCity.ru: Подводным плаванием может овладеть любой желающий?

Дмитрий Ибрагимов: Безусловно. Как таковых возрастных ограничений нет, но есть медицинская анкета, которая предварительно заполняется. Если препятствий по здоровью нет, то при желании вы можете заняться дайвингом и в десять лет, и в семьдесят.

Вообще в дайвинге нет случайных людей. Во-первых – это технически непростой вид спорта, а во-вторых – вода – это не наша среда обитания и отважиться её покорять – серьёзное решение.

Надо сказать, что студенты все разные. Каждое погружение даже на учебном водоеме отличается друг от друга. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, и важно понять, почему кто-то отстает. В этом смысле я учусь вместе с ними. К примеру, приходит обучаться взрослый мужичина, а что-то у него не идет. То есть, существует препятствие, которое он, может быть, даже сам не осознает. Начинаешь разбираться и выясняется, что он в детстве нахлебался в речке воды и засевший глубоко в памяти негатив мешает ему двигаться дальше.В этих случаях мне, как инструктору, нужно найти способы преодолеть страхи, чтобы выполнить все упражнения, предписанные программой обучения. Это ведь, по сути, моделирование ситуаций, которые могут случиться с человеком в каком-то из погружений. Он должен уметь адекватно реагировать.

Но то, что все студенты разные, наверное, самое интересное. С большинством из тех, кто у меня учился, сложились близкие приятельские отношения. Я считаю, что дайвинг – это путь к тому, чтобы открывать для себя новые горизонты, новые ощущения, впечатления и новых людей. Человек становится просто другой: меняется мироощущение, отношение к себе, своему здоровью и окружающим. Многие бросают многолетние нездоровые привычки, идут в спортзал, бассейн, языковую школу. Это хороший толчок в позитивную сторону.

TagilCity.ru: У Вас обширная география погружений. Есть ли места, куда Вам особенно приятно возвращаться?

Дмитрий Ибрагимов: География большая, но планы еще больше (улыбается). Все моря хороши, но лучше всего Красное море. Оно самое комфортное, и, к тому же, относительно близко. В общем-то, слетать в Египет до недавних событий было на раз-два. Нырялка везде хороша, даже на Севере Европы, например, где-нибудь в Норвегии. Главное - знать, что смотреть и в какой компании.

Я хорошо запомнил первое впечатление от погружения в Красное море – восторг, который можно сравнить разве что с тем ощущением, которое испытываешь в детстве, когда получаешь на Новый Год долгожданный подарок. Ради этого стоит прикладывать усилия, возвращаться туда, обновлять снаряжение, приобретать новые навыки.

Еще запомнилось, как несколько раз мы неожиданно погружались прямо в стаю дельфинов, которые плыли в толще воды в попутном направлении. Их было, наверное, около сотни. Они смотрели на нас, а мы на них, и так плыли рядом. Кстати, приличные дайверы не гоняются за черепахами не беспокоят другую подводную живность, а просто наблюдают за тем, что происходит вокруг – это как постучаться в другой мир, открыть дверку и заглянуть.

TagilCity.ru: Сейчас в Тагиле работает приезжий дельфинарий и высказывается много негативных отзывов об условиях содержания в нём дельфинов. Что Вы можете сказать на этот счет?

Дмитрий Ибрагимов: У людей, которые общались с дельфинами, живущими на свободе, никогда не поднимется рука заточить этих животных в такое ограниченное пространство. Другое дело, мы не знаем, по каким причинам они попали в неволю. Да, детишкам интересно посмотреть. Но единственный дельфинарий, за который я проголосую и скажу «Да», это несколько гектаров водного пространства, где дельфин сможет чувствовать себя свободно и где ему будет достаточно глубины. Это еще более-менее, но не так, как здесь. Жалко животных.

TagilCity.ru: Возвращаясь к теме дайвинга. Есть ли в России интересные места для подводного плавания?

Дмитрий Ибрагимов: Что касается России, то самые уникальные места для ныряния как раз находятся у нас под Тагилом! Здесь на выходные весь Уральский федеральный округ: Тюмень, Челябинск, Пермь, Ханты-Мансийск. Я имею ввиду карьер Лазурный. Причем Лазурный – это наше название. На самом деле это один из асбестовых карьеров. Человек и природа совместно создали такой уникальный водоём, что в солнечный день там действительно лазурная вода и великолепная видимость. Но, конечно, самая лучшая видимость зимой – метров сорок-пятьдесят. На берегу отличная инфраструктура: можно снять домики для проживания, взять в аренду снаряжение, есть санузел с душем, мангалы и так далее. При этом цены абсолютно демократичные.

TagilCity.ru: Я знаю, что кроме дайвинга у Вас еще много увлечений. Расскажите о них.

Дмитрий Ибрагимов: Я много чем увлекаюсь. Лет пятнадцать катаюсь на сноуборде, а помимо доски активно сотрудничаю с археологами, музейщиками, реставраторами, участвую в различных экспедициях. В этом году на июль месяц запланировали экспедицию к уникальному месту, которое находится в восьмидесяти километрах от поселка Гари, если добираться по речке. Мы предполагаем, что там было древнее святилище, которое датируется 4-5 тысячелетием до нашей эры. Не скажу, что это место мирового значения, но европейского – точно.

Изначально было предположение, что там могут быть водные ритуальные захоронения, и было решено нырнуть проверить так ли это на самом деле. В период той экспедиции добраться до святилища было весьма проблематично – водный транспорт по реке Тавда практически не ходил. Но мы всё же привезли туда снаряжение, нырнули – видимость нулевая – на расстоянии десяти сантиметров не видно собственной руки. Понятно, что на глубину погружаться не было смысла. И только позже из разговоров с местными мы узнали, что в том месте проходят мощнейшие паводки, и вряд ли что-то могло на дне сохраниться.

Сейчас ведутся раскопки на берегу. Руководит ими сотрудник Уральского музея природы Панина Светлана Николаевна.

Ездим туда не первый год, причем, чем больше находок, тем больше вопросов, нежели ответов. Культурный слой там 4,5 метра, видимо после каждого посещения святилище отсыпали.

TagilCity.ru: Дмитрий, расскажите о находках.

Дмитрий Ибрагимов: Находкам, которые мы поднимаем из земли, фактически 5-6 тысяч лет!

Это период неолита. В основном находим керамику, каменные орудия, наконечники стрел. Причем искусство работы с камнем людей той эпохи просто феноменально. Выполнить такие вещи даже современными инструментами сможет далеко не каждый. Керамика преимущественно покрыта охрой, что подтверждает ее ритуальное назначение. Изготовление керамических вещей достаточно трудоемкий процесс, поэтому большинство изделий того времени небольшого размера. Крупные предметы той поры встречаются реже – как правило, они просто не сохранились. Одна из уникальных находок - это горшочек ёмкостью примерно в сто миллилитров, и он настолько хорошо сохранился, что если заглянуть внутрь, можно разглядеть отпечаток пальца и ногтя человека, который его изготовил примерно пять тысяч лет назад! Также находим жертвенные части некрупных животных, останки рыбы, завернутые в бересту. А однажды, нашли туесок с кедровыми орешками. Что интересно, срезаешь слой земли – вот они орешки лежат, но как только попадает кислород – орешки у тебя на глазах превращаются в пыль.

TagilCity.ru: Много ли у Вас единомышленников в увлечении археологией?

Как и вся наука, археология держится на энтузиазме отдельных людей. Сейчас сложился костяк, который участвует в экспедициях постоянно. Люди все состоявшиеся, интересные. Финансирование есть, но оно очень скромное. А людей нужно кормить, причем раза четыре в день. Тушёнки купить, сахар… Лопатой махать – работа не из лёгких. Если необходимо, то просто из своего кармана достаёшь деньги и вкладываешься – это в порядке вещей. Но результат – это то, что твои находки размещены в экспозиции музея, причем музея, который берет свое начало с самого основания Екатеринбурга. Считаю, что это стоит потраченных усилий.

TagilCity.ru: Какие ещё у Вас планы на два предстоящих летних месяца помимо археологических экспедиций?

Дмитрий Ибрагимов: Задумок много. Например, планирую принять участие в реализации проекта развития завода-музея Демидовых, который мы знаем как завод Куйбышева на плотинке. Это единственный в своем роде прекрасно сохранившийся памятник индустриальной культуры 18-19 века, отчасти потому, что в то время возведением заводов занимались не проектные институты, а признанные архитекторы. Мой опыт путешествий показал, что в той же Европе умеют из непримечательной покосившейся полуиндустриальной печки создать великолепный центр туризма.Представьте: туда приезжают со всего мира не только туристы, но и специалисты-историки, гуляют жители, тут же работает кузня, что-то причудливое создают стеклодувы, женщины прямо на улице варят яблочное варенье и угощают всех желающих, рядом стоит кафешка – сядь отдохни, возьми кружку пива и стейк или что-то из национальной кухни.Пока, похоже, мы до этого не доросли. А если не сможем и не сумеем сохранить своё великое наследие, то, наверное, и не дорастём никогда.

В настоящее время несколько человек бьются над сохранением уцелевших цехов демидовского завода, но помощь им просто критически необходима.

Хочу читателям данного интервью, желающим поучаствовать в оживлении этого уникального места, предложить идею волонтёрских субботников. Первым объектом, нуждающимся даже не в восстановлении, а просто в консервации, было определено здание энергоцеха постройки 20-30 годов ХХ века. Работа в основном связана с расчисткой помещений, пострадавших от пожара, возведении временной кровли. Будем рады всем, кто откликнется! (для уточнения информации по волонтёрским субботникам контакты Дмитрия указаны в конце интервью, - прим. автора).

Также есть замысел возродить кедровую рощу. Было когда-то у нас в городе такое чудесное место. Кедр - красивое долгорастущее дерево. Мне было бы приятно однажды привести в эту рощу своих внуков и сказать: «Смотрите, вот это дерево посадил я». К тому времени оно, наверное, было бы уже не маленькое. Думаю, многим жителям города такая идея придётся по душе. И это тоже могло бы стать интересным городским проектом.

Что касается дайвинга, то и это развлечение можно проводить с пользой для города. В первое воскресенье июня отмечается всемирный день очистки водоёмов, в котором мы регулярно принимаем участие. Стоит ли говорить, что состояние тагильских водоёмов весьма удручает. Но даже если не занимаешься дайвингом, ну выйди ты из дома, вытащи, черт возьми, эту покрышку из воды, - рыба будет себя чувствовать лучше, утка какая-нибудь приплывет.

Интересных идей много, поэтому в настоящее время я занимаюсь разработкой интернет-площадки, на которой будут размещаться анонсы подобных мероприятий. Общее название у нее - Адреналин24.рф. Для меня это не бизнес-проект. Я надеюсь, что сайт объединит всех тех, кто хочет поплавать, полетать, на чем-нибудь покататься и, за одно, сделать что-то общественно-полезное.

TagilCity.ru: Дмитрий, Вы много где были, много что видели. Почему верны именно Тагилу?

Дмитрий Ибрагимов: Недавно я задал этот же вопрос одному весьма состоятельному человеку, который имеет бизнес по всей стране и в Европе в том числе. Он мне ответил: «А какая разница, где жить?». И я, подумав, с ним согласился.

Действительно, я был во многих странах, даже в Гондурасе. Не знаю, много ли в Тагиле людей, которые тоже бывали в Гондурасе (смеется). Мне нравится путешествовать не как турист - ездить на общественном транспорте, наблюдать за жизнью в больших и не очень городах, болтать в кафешках с местными. А когда проникнешься и напитаешься впечатлениями - вернуться домой и хранить память о местах, людях, традициях. Да, есть страны, где низкий достаток бросается в глаза. Но что главное – народ там всегда на позитиве, особенно в Латинской Америке. Наверное, и нам пора с чего-то начинать, хотя бы с того, чтобы при встрече просто улыбаться друг другу.

Фото из личного архива Д. Ибрагимова.

Информация по волонтёрским субботникам в заводе-музее Демидовых: +7904-547-91-62, dmibragimov@mail.ru.

© Наталья Ермакова, специально для TagilCity.ru

"