Posted 14 октября 2011, 03:35
Published 14 октября 2011, 03:35
Modified 14 декабря 2023, 15:55
Updated 14 декабря 2023, 15:55
Он лично проводил осмотр самолета перед вылетом Як-42 в Минск с командой «Локомотива». Опрос инженера комиссия Межгосударственного авиационного комитета провела еще в сентябре. Тогда Сизов сказал, что замечаний к работе техники в предыдущем полете, при подготовке к аварийному полету и по его ходу, не было.
«Подготовка к полету осуществлялась в обычном режиме, без спешки», - сказал он и журналистам. Это отметает версии, высказанные в ряде СМИ, что из-за загруженности аэропорта экипаж торопился, и подготовка к полету была скомкана.
По словам бортинженера Сизова, во время разгона стало ясно, что все идет не по плану. «Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем. Немного времени прошло, и я понял, что идем по грунту», - рассказал Сизов. «С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет, и сейчас мы разобьемся», - вспоминает он. Несмотря на это, точно сказать, был нажат тормоз при разгоне самолета или нет, Сизов не может. «Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет», - пояснил он.
Исправность самолета, в том числе и тормозной системы, подтвердил и летчик-испытатель Магомед Толбоев, который участвует в проведение летного исследования МАК в Подмосковье. Эксперимент идет по графику, сказал Толбоев.
Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в свою очередь рассказал, как обычно проходит подготовка к полету. Она четко регламентирована. Существует целый перечень агрегатов, которые нужно проверить. У каждого типа самолета есть свои особенности. В тех аэропортах, где нет специалистов по обслуживанию, борт сопровождает инженер. Так было и с Як-42 в Ярославле. Вот почему бортинженер оказался в самолете, пояснил Смирнов.
Бортинженер в обязательном порядке проверяет состояние тормозной системы перед вылетом. В том числе осматривает на предмет повреждения колеса шасси, нет ли течи в гидравлической системе. С помощью аппаратуры проверяет в ней давление, рассказал Смирнов.
Кроме того, сам экипаж перед взлетом, когда самолет выруливает на полосу, обязательно делает «пробное торможение», смотрит, схватывают тормоза или нет. По словам Смирнова, в случае если во время руления экипаж выявляет неполадки тормозной системы, то обязательно ставить об этом в известность, в том числе и инженера. Однако в расшифровке разговоров экипажа Як-42 не было ни слова о неисправности тормозов, отметил Смирнов.
Комиссия МАК методом исключения отвергла массу предположений о причинах авиакатастрофы, отметил Смирнов. В результате остались две версии: неисправность системы торможения и действия экипажа.
Оставшиеся части тормозной системы исследуют в специальной лаборатории. И параллельно идут летные исследования в Жуковском. Уже состоялся первый эксперимент, во время которого летчики-испытатели имитировали взлет без отрыва от полосы. Теперь идет расшифровка записей с самописцев экспериментального Як-42 и разбившегося. Если показания расшифровки аварийного полета и экспериментального где-то не совпадут, то их расхождение поможет найти причину катастрофы, предположил Смирнов. Если все показатели совпадут, то эксперимент продолжат. Но тогда летчикам придется оторвать самолет от земли на той же скорости и под тем же углом атаки, считает Смирнов. При этом он подчеркнул, что в Жуковском взлетно-посадочная полоса пять километров и у летчиков будет возможность нормально приземлиться, сразу после взлета.
Фото Первый канал