Posted 22 октября 2015, 05:40
Published 22 октября 2015, 05:40
Modified 14 декабря 2023, 15:53
Updated 14 декабря 2023, 15:53
После внесения инициатива вызывала широкий резонанс в СМИ и многочисленные претензии со стороны правозащитников, а омбудсмен Элла Памфилова обратилась к спикеру Сергею Нарышкину с просьбой не рассматривать документ.
Между тем, на заседании палаты стало известно, что новая версия текста ко второму чтению уже предварительно согласована с правозащитниками, и теперь устранение спорных моментов должно быть формализовано в виде поправок.
Статс-секретарь - замминистра юстиции РФ Юрий Любимов признал, что в ходе заседания профильного комитета «был высказан целый ряд серьезных замечаний» к законопроекту, подавляющее большинство из которых Минюст готов учесть при доработке ко второму чтению. Он уточнил, что среди таковых в том числе вопрос о применении оружия в группе, а также об использовании спецсредств при нарушении режима заключенными.
Со своей стороны зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн проинформировал, что законопроект предварительно согласован с правозащитниками ко второму чтению.
Фактически у нас на сегодняшний день есть подготовленный текст законопроекта ко второму чтению, предварительно согласованный и с (президентским) Советом по правам человека, и с уполномоченным по правам человека, - сказал политик.
По его словам, 19 октября парламентарии провели встречу с омбудсменом Эллой Памфиловой и обсуждали спорные моменты законопроекта, которые депутатов «так же тревожат, как и правозащитное сообщество».
От имени профильного комитета Госдумы и всей фракции «Единая Россия» Хинштейн заверил, что «ни одно замечание, ни одно предложение правозащитников не будет оставлено без внимания».
Документ наделяет сотрудников ФСИН правом применять физическую силу, в том числе, использовать боевые приемы борьбы, «если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на нее обязанностей».
Речь идет о применении силы для пресечения преступлений и нарушений режима содержания, при исполнении обязанностей по конвоированию, для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника.
В документе четко описаны ситуации, когда работники ФСИН смогут применять спецсредства. Это, в частности, отражение нападения, пресечение преступлений или нарушений режима содержания, пресечение неправомерного сопротивления или неповиновения, пресечение массовых беспорядков.
К спецсредствам можно будет прибегнуть «при конвоировании и охране осужденных и лиц, заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, а также при попытке насильственного освобождения» из-под охраны и в еще ряде случаев.
Среди разрешенных спецсредств – «палки специальные», газовые средства, наручники и «иные средства ограничения подвижности», электрошок и светошоковые устройства, а также служебные собаки, водометы и бронемашины.
Спецсредства нельзя применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику ФСИН, за исключением случаев оказания заключенными вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью работникам пенитенциарной системы.
Помимо прочего, не допускается нанесение человеку ударов дубинкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.
Применение огнестрельного оружия допускается лишь в случаях, когда другими мерами пресечь противоправные действия невозможно. Речь идет о таких опасных ситуациях, как пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы, или, например, отражении группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты.
Документом оговаривается право сотрудников ФСИН обнажить оружие и привести его в готовность, «если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения». При попытке заключенного «приблизиться, сократив при этом указанное расстояние, или прикоснуться к огнестрельному оружию», надзиратель сможет стрелять.
В начале октября профильный комитет Госдумы по безопасности рекомендовал палате принять законопроект в первом чтении, но высказал к нему целый ряд замечаний. В частности, «в целях недопущения произвольного применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, в законопроекте необходимо конкретизировать основания применения указанных мер, а также все случаи их применения», говорится в заключении комитета.
Кроме того, парламентарии предложили ввести в текст норму о том, что сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственность за вред, причиненный осужденным или лицам, заключенным под стражу при применении силы «лишь в случаях, если указанные меры пресечения осуществлялись без превышения полномочий и признаны правомерными».
Также комитет считает нужным уточнить, что о каждом случае причинения заключенным телесных повреждений, ранения либо их смерти в результате применения сотрудником пенитенциарной системы силы уведомляется не только прокурор, но и следственные органы. Помимо этого, депутаты назвали необоснованным применение физической силы и спецсредств для пресечения нарушений режима содержания.