Posted 26 октября 2015, 09:00
Published 26 октября 2015, 09:00
Modified 19 августа, 22:15
Updated 19 августа, 22:15
За годы своего существования техникум подготовил свыше 15 тысяч специалистов. Более четверти работников Уралвагонзавода составляют выпускники этого учебного заведения. Среди удостоенных звания «Заслуженный уралвагонзаводец» - 50 выпускников и три сотрудника техникума.
В 2004-м он вошел в состав УГТУ-УПИ, а в 2010 году стал структурным подразделением Уральского федерального университета.
К машиностроительному техникуму на Вагонке особое, доброе отношение, а центр Дзержинского района просто невозможно представить без здания машиностроительного техникума. Его возвели в 1957 году.
Но не всегда машиностроительный техникум назывался именно так. Как же все начиналось? Оказывается, НТМТ рождался дважды. В июне 1931 года началось строительство будущего гиганта - Уралвагонзавода. А уже через полгода, в декабре, в нескольких разрозненных помещениях, а затем и в специально построенном бараке в центре города, на пересечении улицы Карла Маркса и Библиотечного переулка, открылся вечерний вагоностроительный техникум. Контингент был небольшой - всего 60-70 учащихся, но вот специальности, которым здесь начали обучать – «Вагоностроение» и «Технология машиностроения», - нужны были в муках рождающемуся вагонзаводу как воздух. В качестве преподавателей широко привлекались спецы из проектно-технологического отдела Уралвагонстроя.
Однако просуществовал техникум недолго. В те годы в моде были всяческие кампании. В 1933 году началась очередная - по борьбе с «карликовыми» учебными заведениями. Именно таким был признан и вагоностроительный техникум. А потому... ликвидирован.
Но уже в самом скором времени стало ясно - поспешили! Да еще вождь народов заявил: «Кадры решают все!» Этот сталинский лозунг определил второе рождение «школы будущих техников». Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 августа 1935 года за №1742 в титульный список учебных заведений системы Народного комиссариата тяжелой промышленности при УВЗ был включен машиностроительный вечерний техникум. Обучение предполагалось без отрыва от производства на трех отделениях: сварочном, литейном и сборочно-монтажном. Осенний набор 1935 года был утвержден в количестве 150 человек. И вот 7 сентября 1935 года начались занятия: техникум по-настоящему родился!
А между тем Уралвагонзавод все больше набирал обороты, один за другим вступали в строй новые цехи. Перемены - и в техникуме. С февраля 1939 года он именуется в приказах уже не вечерним, а просто вагоностроительным с двумя специальностями на дневном отделении: «Монтаж и сборка вагонов» и «Сварка». В приказах появляются первые упоминания о студенческих стипендиях.
Двоечники претендовать на них не могли. Троечники могли рассчитывать на стипендию в 55 рублей. А при 40% хороших отметок и 60% отличных выплачивалось 75 рублей. Но для получения стипендии нужно было предоставить справки «о количестве членов семьи, заработке, имуществе: лошадь, корова, если есть таковые».
Что же касается дисциплины... Нет, уважаемые студенты XXI века, вы не первые, кто вынужден подчиняться установленному распорядку. Ваши предшественники тоже подчинялись прописанным в приказах правилам поведения. Например, «галоши и пальто снимать сразу же у раздевальни...» Для тех времен это было очень актуально.
И вот, наконец-то, свершилось! В октябре 1939 года первые десять человек получают дипломные задания и распределяются по цехам, за исключением студента X., который предупрежден за «хвосты». А 19 февраля 1940 года после защиты дипломов выходит приказ о том, кого считать окончившими техникум. Диплом с отличием получил один из одиннадцати - Николай Алексеевич Половников (всю жизнь он проработал на УВЗ, был начальником цеха, заместителем директора по котельному производству, главным экономистом завода).
В 1942/43 учебном году техникум начал подготовку техников-механиков танков Т-34. 30 мая 1943 года появляется приказ по учебному заведению на основании приказа наркома танковой промышленности за №321 от 17 мая 1943 года о том, что Нижнетагильский вагоностроительный техникум наркомата тяжелой промышленности впредь именовать Нижнетагильский Механический техникум НКТП. Ну а привычное нам всем название появилось в декабре 1944 года, когда техникум был переименован из механического в машиностроительный.
Сегодня техникум по-прежнему является кузницей кадров для Уралвагонзавода. Большая часть свежего номера еженедельной заводской газеты «Машиностроитель» была посвящена юбилею техникума.
Вот лишь некоторые поздравления от бывших студентов:
© TagilCity.ru по материалам сайта historyntagil.ru и газеты «Машиностроитель».