Posted 3 апреля 2019, 10:46
Published 3 апреля 2019, 10:46
Modified 17 сентября 2022, 15:55
Updated 17 сентября 2022, 15:55
При этом некоторые исследователи, исходя из данных за 2017 и 2018 года, называют и более впечатляющие цифры, от 3,5 до 4,5 триллионов. Тот же Ozon прогнозирует, что рынок электронной торговли достигнет показателя 2,5-3 триллиона рублей еще раньше, уже в 2022 году.
Данные от источника к источнику могут различаться в разы, а это является серьезной проблемой для составления прогнозов такого рода. Почему это происходит? Дело в том, что, занижая или завышая показатели, исследователи преследуют собственные интересы. Например, АКИТ завышает показатели для того, чтобы показать увеличение объема международных продаж через интернет и повлиять на сохранение монополии российских игроков на большинстве рынков. Именно АКИТ предлагали ввести НДС с зарубежной интернет торговли, и отчасти им это удалось: с 1 января 2019 года пошлиной облагаются товары стоимостью выше 500 долларов, а с 2010 года без уплаты пошлины можно будет ввезти только товары стоимостью до 200 долларов.
Учитывая все перечисленное, исследователи в институте Гайдара при своих расчетах использовали также официальные сведения, предоставленные «Почтой России». Статистика «Почты России» по объему посылок наиболее близка к реальности, так как именно она работает с Китаем, и, в частности, с AliExpress, формирующим основной объем международных посылок в России. По данным «Почты России», в 2017 году было обработано на 26% больше международных почтовых отправлений, чем в 2016 году. А за первые три квартала 2018 года число трансграничных посылок почти сравнялось с данными за 2017 год. При этом 94% из общего количества международных посылок – посылки из Китая.
Дальнейшее развитие продаж через интернет может значительно повысить долю малого и среднего бизнеса в ВВП России. Тот же Минпромторг ожидает, что к 2025 году более 70% розничных магазинов, представляющих как раз малый и средний бизнес, а также индивидуальных предпринимателей, будут продавать товары именно через интернет. Однако снижение порога беспошлинного ввоза может негативно сказаться темпах роста и объемах интернет-торговли. При этом следует учитывать, что вводимая пошлина будет распространяться на покупки россиянами в иностранных интернет-магазинах не только товаров, но и услуг. Речь идет о таких популярных сервисах, как Booking.com или Airbnb.com.
Интересно, что некоторые участники рынка предлагают введение пошлины на все товары, приобретаемые за рубежом, независимо от суммы. К чему может привести подобное обнуление беспошлинного порога? По опыту других стран, ни к чему, кроме резкого снижения объемов международной торговли и негативных последствий на внутреннем рынке страны. Например, в Швеции в начале 2018 года ввели НДС для покупок через интернет на ввозимые товары. В результате покупатели стали просто чаще отказываться от заказанных товаров. Расплачивались за это сами власти – шведский почтовый оператор обязан покрывать расходы на обратную пересылку заказов. А в 2017 году с похожими проблемами столкнулась и Беларусь.
И самое главное. Продажи через интернет напрямую зависят от онлайн-покупателей. За последние три года их количество практически не увеличивается, а значит, развиваться электронная торговля может только за счет увеличения заказов на одного покупателя. И эта возможность ставится под сомнение введением налогов и ужесточением таможенной политики.