Posted 8 мая 2013,, 05:45

Published 8 мая 2013,, 05:45

Modified 4 августа 2022,, 21:47

Updated 4 августа 2022,, 21:47

9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле произошла авиакатастрофа на Театральной Площади: завтра будет 20 лет со дня трагедии

8 мая 2013, 05:45
Василий Валентинович Калинин, который вел расследование дела о падении самолета Як-52, рассказал TagilCity.ru о своей роли в помощи следствию и тонкостях процесса.

В 1993 году Василий Валентинович работал транспортным прокурором. 9 мая произошла трагедия на Театральной площади, в которой погибли и пострадали не один десяток человек.

На место авиакатастрофы выехали сотрудники районной и нижнетагильской прокуратур, они осматривали место, на котором произошла трагедия. Василий Валентинович взял дело в свои руки: возбудил уголовное дело по факту падения самолета и стал разбираться в причинах аварии:

Я изъял полетные документы из авиаспортклуба и все записи в журналах для того, чтобы туда не внесли какие-либо поправки. По моему поручению работники милиции изъяли на аэродроме образцы авиационного керосина, так как некачественное топливо также могло стать причиной аварии.

Сразу же после катастрофы Василий Валентинович стал допрашивать первого подозреваемого – исполняющего обязанности начальника нижнетагильского авиаспортклуба Федора Бушму. Именно Федор Федорович решил сделать показательные выступления летчиков своего клуба 9 мая. Для большей зрелищности исполняющий обязанности начальника захотел перенести выступления с акватории пруда на Театральную площадь. Перед этим он пытался согласовать свои действия в областном совете РОСТО, но представители оборонно-спортивного общества разрешили сделать показательные выступления только над прудом и не ниже, чем на высоте 200 метров. Нарушив все полетные правила, Федор Бушма самостоятельно перенес праздничную программу пилотов на Театральную площадь и снизил запланированную высоту полета до 100 метров. Но фактически пилоты летали на высоте 40-60 метров. Летчик Данилов, завершавший программу, летел на таком же низком расстоянии от земли со скоростью 325 км/ч. Это было грубейшее нарушение воздушного кодекса.

По словам заместителя начальника управления авиационной подготовки полковника Евсеева, на машину Данилова оказали большое воздействие потоки воздуха, встречающиеся на окраине воды и суши, неодинаковые по плотности. Они образовали воздушную яму, которая и придавила Як-52 к земле и заставила летчика сделать резкий крен влево на 90 градусов. Высота самолета упала до 10 метров. Летчик Данилов хотел набрать высоту и ликвидировать крен, но ему не хватило буквально секунды, он зацепил крылом железную ограду и упал. Причина аварии: нарушение полетного задания, ведь технически самолет был исправен.

В авиакатастрофе погибли 18 человек, 11 получили тяжкие телесные повреждения, 4 – менее тяжкие и 1 – легкие повреждения.

Василий Валентинович добавил:

После опроса обвиняемого Федора Бушмы дело принял следователь Уральской транспортной прокуратуры. Расследование длилось в течение 9 месяцев: были допрошены потерпевшие, свидетели, осмотрены предметы одежды, изъятые на Театральной площади, досконально был осмотрен и упавший самолет. После этого, была назначена судебная экспертиза, которая ответила на вопросы о том, кто и какие нарушения допустил.

Летчик Данилов был признан виновным в совершении катастрофы, но уголовное дело в отношении его было прекращено из-за того, что он погиб при выполнении праздничной программы.

После расследования дела, оно было направлено в Свердловский областной суд. Василию Валентиновичу было поручено поддерживать обвинение по уголовному делу. Около 2 недель суд рассматривал это дело. Вина Федора Бушмы в совершении преступления по неосторожности нашла свое полное подтверждение. Он был приговорен к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

© Анастасия Имамахметова, TagilCity.ru

"