Posted 28 февраля 2011,, 05:09

Published 28 февраля 2011,, 05:09

Modified 14 декабря 2023,, 15:56

Updated 14 декабря 2023,, 15:56

Новое движение «Чистый город» заручилось поддержкой УВЗ, Ройзмана и СМИ

28 февраля 2011, 05:09
Свердловские города устали ждать, когда на них обратит внимание власть, занятая одним Екатеринбургом. На той неделе «на дыбы» встал Нижний Тагил, пишет РИА «Ура.Ru». Второй город Свердловской области, один из трех самых важных моногородов страны, оказался на грани вымирания. За последние пять лет отсюда уехало под сто тысяч человек, оставшиеся стареют и никаких планов на будущее не строят.

Теперь начнут – здесь заявлено о создании новой общественной силы, тогосамого гражданского общества, о котором все давно мечтают. С мощнойподдержкой корпорации «Уралвагонзавод». Об уехавших детях, кланах иИсаевой с пилой – в нашем материале.

Жизнь в Свердловской области становится интереснее: весь прошлый годЕкатеринбург был поставщиком новостей о гражданском обществе. Байкерыпомогали ветеранам, патриоты своего города отстаивали исторический центрот разрушения. Посмотреть на новое гражданское общество приезжали совсей области. Потом, правда, было затишье, когда казалось, что на этомвсе и закончится, – но нет. Недавно о своем существовании заявилижители Нижнего Тагила – второго по величине муниципалитета Свердловскойобласти и второго же по значимости моногорода страны.

О Тагиле на областном уровне стараются говорить мало, а если и говорят,то какими-то общими словами. До 2008 года его вообще считалиразвивающимся городом – им бессменно 18 лет руководил Николай Диденко,друг прежнего губернатора Эдуарда Росселя, а задавать вопросы такимперсонажам как-то непринято.Когда Диденко вынудили отказаться от участия в выборах, кандидат отобластной власти проиграл Валентине Исаевой, о Нижнем Тагиле вообщезабыли – он просто перестал существовать.

Да, в самый жесткий моменткризиса Тагил попал в тройку моногородов страны, которым впервоочередном порядке оказывалась помощь, но все шло как-то в обходобласти и город, по сути, остался в одиночестве. Заводы – отдельно,жители – отдельно, мэрия – отдельно.При этом общаться с тагильчанами приятно – они сразу выдают себя, чащевсего это работяги, гордящиеся своими профессиями и с детства знающие,что именно они, а не какой-то там Екатеринбург - опорный край. «Нашгород по площади больше, чем Москва», «Наш Уралвагонзавод – самыйбольшой по площади в мире», «Производительность в Тагиле выше, чем вЕкатеринбурге», - вот самый частый набор тезисов, который выдаеттагильчанин при встрече, и он честно (и вполне заслуженно) гордитсясвоей родиной.

Точнее, гордился – за последние пять лет из города уехало почти стотысяч человек. По словам сенатора палаты представителей АлексеяЧеканова, на 370 тыс. жителей города осталось 70 тыс. рабочих. Ипонятно, что в оставшихся 300 тыс. молодежи намного меньше половины.Реально город умирает. Это факт, и смена власти никакого результата недала.«У города был импульс в развитии – от выставки вооружения. Где-то в2002 году город стал развиваться: у нас отремонтировали дороги,покрасили дома, но это был импульс извне, внутри города он развития неполучил, и как у каждого импульса, у этого срок действия закончился, -рассказывает мне тележурналист Андрей Муринович. – Последние три годаТагил загибается. Теперь это серый и грязный город».

Вместе сединомышленниками он выступил соучредителем нового движения с прямым иединственно подходящим для этой ситуации названием «Чистый город».«Был момент, когда я решал судьбу своей дочери: ей надо было учиться и яотправил ее в хороший, добрый, зеленый город, - вспоминает он. - Двамесяца назад у меня родился сын, и я решил, что не надо бежать отпроблемы – надо сделать наш город зеленым и добрым».

Другой член «Чистого города» Евгения Черемных рассказывает, что новаяорганизация завершит старый и надоевший всем конфликт: «Город не долженделиться на районы, на зоны ответственности металлургического комбинатаили Уралвагонзавода, на Дзержинский, Гальянку и центр. Мы все вместе, инашу первую общественную приемную мы открыли в центре». По плану, всего вНижнем Тагиле должно быть четыре приемных, в которых будутрассматривать жалобы на работу управляющих компаний, общественноготранспорта, на все сложные ситуации.

Для решения самых экстренныхситуаций будут использованы средства специально создаваемого фондадобрых дел.Первый взнос, видимо, внесет Уралвагонзавод, чей исполнительный директорВладимир Рощупкин возглавил «Чистый город». Это самая большаянеожиданность – УВЗ никогда не был активным общественным игроком вгороде. Только на правах одного из крупнейших работодателей он забиралсебе часть мест в гордуме, а в ситуации дружбы прежнего гендиректора спрежним мэром – закрывал глаза на все проделки администрации.

«Нынешняя зима обнажила проблемы до такого уровня, что дальше сидеть имолчать нельзя, - объясняет Рощупкин причины своего участия в движении. –УВЗ выделяло технику для уборки улиц, нас завалили жалобами накоммунальные проблемы, хотя это зона ответственности управляющихкомпаний». Он говорит, что в этот момент и сформулировал идею, давнозанимавшую его: нужно объединять усилия и преодолевать окружающеебездействие: «Думаю, мы будем поддержаны руководителями всех крупныхпредприятий Нижнего Тагила».

При этом он не называет «Чистый город» противником действующейадминистрации, скорее помощником. Хотя очевидно, что при решенииконкретных проблем неизбежно будет наступать на «хвосты». Иначе и бытьне может – слишком запущен город, из которого бегут, в котором не строятсерьезных планов. Да какие планы - во время пресс-конференциивыяснилось, что «Чистый город» будет заниматься и воспитанием самихтагильчан: видя вокруг разруху, они и сами добавляют грязи, не подойдутлишний раз к урне.

Вторым поводом для конфликтов станут соседи «Чистого города» - в одномпомещении будет работать вновь создаваемый филиал фонда «Города безнаркотиков» - уже известный в Тагиле. Президент фонда Евгений Ройзманвспомнил, что приемы тагильчан, которые он проводил в качестве депутатаГосдумы, были одними из самых сложных. «Люди шли даже не с нерешенными, ас нерешаемыми проблемами, - говорит Ройзман. – Но многое зависит отсамих горожан. К нам обращались из детского сада – сгнивший тополь мог влюбой момент упасть прямо на площадку. Никто не брался решить проблему,а делов-то – мы с Женей Хабаровым поехали, спилили этот тополь ивывезли. Ясно же, что Исаева не поедет тополь пилить».

Правда, пилить тополя Ройзман не обещает – только просит горожан датьфонду информацию по наркоторговле в Тагиле и коррупции в силовыхструктурах (он считает эту территорию одной из самых коррумпированных).Эту информацию можно будет узнать из новой бесплатной городской газеты,которая появится в почтовых ящиках тагильчан уже на следующей неделе.Тагильчан, конечно, интересует, не станет ли фонд предвыборнойтехнологией – в декабре (или марте следующего года) состоятся выборы вгордуму.

«Если кто-то из нас станет депутатом – это толькодополнительный ресурс для решения задач «Чистого города», - отбилсяведущий пресс-конференции Андрей Ленда. Мой знакомый говорит, что этоуже неплохо – в Тагиле нужно обновлять и политический истеблишмент.

После пресс-конференции я зашел к друзьям попить чаю, обсудить толькочто услышанное. «Будут работать – хорошо, - призналась хозяйка домаСветлана. – А то какой здесь выбор: или в храм, или теперь в «Чистыйгород». Второй вариант ей нравится намного больше.

Материалы по теме
"