Posted 6 сентября 2016, 07:05
Published 6 сентября 2016, 07:05
Modified 4 августа 2022, 21:31
Updated 4 августа 2022, 21:31
Брошюра, которая активно распространялась на улицах Нижнего Тагила три года назад, начиналась с обращений первых лиц страны и региона к жителям города.
Давайте сделаем совместный план города и области, обозначим поддержку федерального центра там, где без нее не обойтись. Покажем хороший пример для развития других городов России, которые действительно нуждаются в особом внимании предложил тогда Владимир Путин, президент Российской Федерации.
Увы, много лет наш с вами город оставался большой производственной площадкой. Он обеспечивал и продолжает обеспечивать обороноспособность и экономическое процветание Родины. А вот жизнь горожан, людей труда, вне заводских стен часто оказывалась без внимания властей говорил Игорь Холманских, полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе.
От таких городов-тружеников зависит благополучие Урала и всей страны. Так что развитие здесь инфраструктуры – дорог, транспорта, ЖКХ, социальной сферы – стратегически важная задача рассказывал Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области.
Восемь проектов... дают старт комплексному развитию нашего любимого города. ...мы наметили вектор движения Нижнего Тагила. Он должен стать суперсовременным городом, где наряду с мощной промышленной базой будут созданы все условия для удобной и интересной жизни каждого человека был уверен Сергей Носов.
Чем же в итоге обернулись эти восемь проектов для Нижнего Тагила? По каждому из проектов редакция TagilCity.ru подготовила свое расследование. Первое из них посвящено трамваям.
Проект «Тагильский трамвай». Удобно? Безопасно? Экономично?
В результате реализации проекта электротранспорт Нижнего Тагила будет соответствовать самым высоким стандартам комфорта, энергоэффективности и безопасности обещали тагильчанам.
Как рассказал TagilCity.ru директор МУП «Тагильский трамвай» Игорь Темнов, в 2012 году предприятие было образовано с целью создания условий сохранения электротранспорта. Был необходим комплекс работ по модернизации трамвайной системы Нижнего Тагила, а в дальнейшем - комплекс работ по развитию трамвайного сообщения: увеличение выпуска трамвайных поездов, расширение трамвайной сети.
Игорь Темнов рассказал, что данную программу были включены несколько мероприятий, связанных с работой электротранспорта в Нижнем Тагиле:
В 2013 году выполнен капитальный ремонт 5 650 метров однопутного трамвайного пути, 4 260 метров контактной сети, 16 стрелочных переводов и произведена замена 35 опор контактной сети. Ремонт особо опасных участков трамвайного пути позволил увеличить скорость движения трамвайных поездов, т.к. сняты все ограничения скоростных режимов (вместо 40-60 км разрешено было 5 км для обеспечения перевозки пассажиров); повышена надежность сообщения и безопасность перевозки. Благодаря установке стрелочных переводов, сократились потери предприятия при производстве маневровых парковых работ рассказывает Игорь Темнов.
В Нижнем Тагиле было приобретено 5 пассажирских трамвайных вагонов в 2013 и 20 (в т.ч. 10 низкопольных) - в 2014 году. Данное приобретение, по словам специалистов, позволило вывести из эксплуатации старый подвижной состав, делая перевозку безопасной и комфортной.
Не говоря уже о принципиально новой системе отопления поступивших вагонов, заметно увеличивается количество пассажиров особенно в зимний период уверен чиновник, возглавляющий данный транспортный МУП.
Прирост количества пассажиров отметил чиновник по итогам 2015 года: тогда этим общественным транспортом воспользовались более 9,5 миллионов раз. Причем за проезд 5,5 миллионов льготников только в 2015 году МУП получил из городской казны 45,6 миллионов рублей - 8 рублей за каждого пассажира.
Капитальный ремонт тяговых подстанций позволил предприятию сократить время простоев по причинам отключения подстанций. Сейчас, сообщают специалисты, подстанцию можно удаленно включить или переключиться с основного ввода на запасной.
Приобретенная спецтехника (снегоочистительный трамвайный вагон, погрузчик, автомобиль-автовышка, путеремонтная машина) позволило предприятию снизить расходы по содержанию старой спецтехники и в соответствии с Правилами технической эксплуатации трамвая обслуживать городское хозяйство электротранспорта в Нижнем Тагиле. Популярным трамвай делают соблюдение расписания, большая вместимость, скорость передвижения на некоторых маршрутах (особенно в «час пик»), социальная направленность особенно в части обслуживания особо убыточных маршрутов, перевозка льготных категорий граждан говорит директор предприятия.
Тем не менее, несмотря на всю произошедшую модернизацию в трамвайной сфере, поломки, происходящие с тагильскими трамваями, все еще имеют место быть. Так, 26 июля в центре Нижнего Тагила загорелся трамвай из-за короткого замыкания в моторном отсеке.
Фото «Весь Тагил». Два трамвая сошли с путей из-за деформации рельс. Для восстановления движения потребовалась подъемная машина. Март 2016.
Однако, если взглянуть на данные фото, виден трамвай с ржавыми бортами, деревянными креслами, обшарпанной краской и ободранными поручнями: это транспортное средство далеко от современного или просто ухоженного.
А схождение трамвая с рельс - вообще достаточно частое явление для Нижнего Тагила. При недолгом поиске по новостям на TagilCity.ru, мы обнаружили, что только осенью 2015 года трамваи сходили с рельс ежемесячно. Пассажирам в эти моменты не позавидуешь.
Трамвай в Нижнем Тагиле развернуло поперек трамвайных путей. Ноябрь 2015 г.
Трамвай сошел с рельс на Ленинградском проспекте. Октябрь 2015 г.
Трамвай сошел с рельс на ул. Островского. Сентябрь 2015 г.
О настоящем и будущем трамвая редакция TagilCity.ru также поговорила с активистами движения «Тагильчане за трамвай».
В ближайшее время муниципалитету необходимо заняться двумя важными вопросами. Первый – ремонт путей с контактной сетью и обособление рельсов от дороги. Ремонт значительно повысит скорость движения, обособление (как на ГГМ, Вагонке) – надёжность. Сегодня от «Огней Вагонки» до вокзала трамвай идёт 22-23 мин. независимо от пробок. После ремонта даже старые усть-катавские вагоны смогут преодолевать это расстояние за 17-18 мин. со всем остановками, а новые вагоны – за 15. Это сопоставимо со временем следования маршрутки: если её водитель поедет, не нарушая ПДД, время в пути составит около 12-13 мин. без остановок. Однако, если маршрутка попадёт в пробку, время в пути может увеличиться и в два раза. В этом случае преимущества обособленной линии проявляются в полной мере, да и ДТП на ней происходят в 99% случаях только на пересечениях с дорогой уверены общественники.
Кстати, безответственное поведение автомобилистов и ДТП на трамвайных путях - еще одна настоящая проблема для Нижнего Тагила. Водители автомобилей регулярно повреждают и вагоны, и свой транспорт из желания проскочить перед трамваем. А ведь все в курсе, что трамвай - не объедет. Из-за этого сотни людей в любую погоду вынуждены идти пешком до своей остановки, а простой вагонов влечет ущерб для трамвайного предприятия.
ДТП от 2 февраля 2016 г. Поврежден новый низкопольный трамвай.
Второй момент – ввод повременной оплаты проезда. Такой способ оплаты позволяет пассажиру не задумываться о том, в какой трамвай сесть, чтобы добраться до нужного места. Сегодня есть обычные бумажные проездные (на месяц – 800 р., половину месяца – 400 р., один день – 80 р.), с помощью которых всегда можно было это делать. Однако, не всем пассажирам психологически легко отдать сразу те же 800 р., хотя при ежедневном пользовании трамваем эта сумма окупается сполна. Для таких пассажиров, а также для тех, кто пользуется трамваем нечасто, повременный способ оплаты будет удобен; он давно практикуются, к примеру, в Чехии. Мы и сами во время поездок в Прагу оценили их тарифы: взрослый стандартный билет на 90 минут стоил 32 чешские кроны, кратковременный на 30 минут – 24 кроны, на один день (действует 24 часа с момента начала поездки) – 110 крон, на 3 дня (72 часа) – 310 крон. Также и у нас: если нужно проехать небольшое расстояние (с вокзала на Выю, с Красного Камня на ГГМ, с Вагонки на Северный), подошёл бы «короткий» 30-40 минутный билет за 18 рублей. Если же надо доехать, например, с Выи до Пихтовых гор – покупаете «стандарт» на 90 минут (например, за 30-32 рубля). При этом вы можете воспользоваться маршрутом № 3, затем пересесть на 12-й и доехать до пункта назначения. Либо сесть на «тройку», затем пересесть на 1-й, 8-й, 17-й, а затем – на 10-й. То есть, садитесь в тот трамвай, который придёт вперёд. Расписание движения всегда доступно в интернете, а также размещается на основных остановках; развивается он-лайн сервис «трамвай на карте», поэтому спланировать свои передвижения не составит труда резюмируют активисты.
Но дождутся ли такой меры тагильчане? Многие жители города задаются вопросом, почему им нужно переплачивать за пересадки с одного трамвайного маршрута на другой, если на той же «Газели» (например, с Тагилстроя на ГГМ) они едут по цене 1 поездки. В свою очередь жители Вагонки и Северного задаются вопросом: почему другие районы города могут ездить на маршрутках без пересадок, а жителям Дзержинского района приходится ездить на перекладных. В этой ситуации трамваи являются хорошим выходом из ситуации: они ходят, в частности, с Вагонки в другие районы Тагила без необходимости пассажирам пересаживаться на другой маршрут.
Развитие трамвая в нормальном режиме невозможно только лишь с помощью экономических мер, важно заниматься и организационными вопросами, и сопутствующей инфраструктурой. Нет никакого смысла в суперсовременном трамвайном вагоне, если пути позволяют развивать скорость всего лишь 30 км/ч, вдоль трамвайной трассы через каждые 2 минуты ездят маршрутки с нелегальными мигрантами за управлением, остановка трамвая расположена посреди лужи и подойти к ней невозможно, а для ожидания вагона нет элементарного навеса, - уверены общественники. - Будущее должно быть за муниципальным трамваем и автобусом, в перспективе – электробусом. Только муниципальный транспорт работает не по прихоти водителя, а по установленному расписанию и отправляется независимо от того, 10 человек в салоне или 70. При этом должны быть максимально ликвидированы дублирующие трамвай и автобус маршрутки. Избыточное количество транспорта не улучшает, а только ухудшает условия работы. Невозможно и неправильно конкурировать с маршрутками, водители которых наверняка зная расписание движения трамвая, едут на одну-две остановки впереди него. Яркий пример – маршрут 10к на Вагонке: если едет трамвай, значит, впереди него будет маршрутка, пытающаяся собрать людей за минуту до вагона.
На тот случай, когда какой-то участок трамвайной линии парализуется, центральный диспетчер оперативно подключает резервные автобусы и уже они перевозят пассажиров по временной схеме. Так есть в развитых странах и так было в Нижнем Тагиле в 80-х годах, рассказывают общественники из «Тагильчане за трамвай».
Убыточность муниципального транспорта условна. Например, в «Тагильском трамвае» работают только местные жители, которые тратят деньги в нашем городе, платят все налоги, а предприятие работает по системе полного налогообложения. Гастарбайтеры-маршруточники переправляют деньги к себе на родину, оставляя и без того скудный тагильский бюджет без дополнительных средств. Большие вопросы и к тому, на каких условиях наняты эти водители: не раз появлялись новости, что за управлением маршруток выявляли нелегальных мигрантов. Так что действительно убыточны для нашего города именно маршрутки, а не трамвай и автобус.
Однако у пассажиров постоянно возникают вопросы относительно режима работы трамваев: их возмущает недостаточное количество рейсов по некоторым маршрутам. Так, ранее общественник Илья Тагильчанин жаловался, что ему пришлось ожидать трамвай на Вагонку в течение целого часа.
В июне закончилось обучение очередной группы вагоновожатых. Каждая новая группа позволяет не только сохранить один из важнейших показателей работы - выпуск вагонов на существующем уровне, - но и постепенно увеличивать его. В период наибольшей деградации трамвайной системы (2009-2010 гг.) выпуск вагонов на маршруты в будни падал до 40 вагонов по обоим депо после объединения ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» (депо Новая Кушва) и теперь уже бывшего цеха №920 УВЗ (депо Вагонка). Для сравнения: в 1982 г. выпуск только по одному депо УВЗ достигал 80 вагонов в день. В настоящее время выпуск удалось вернуть почти до 60 вагонов по всему предприятию (депо Новая Кушва и депо Вагонка), это значение будет расти и дальше рассказывают трамвайные общественники.
Однако текущий выпуск вагоновожатых по факту не позволил увеличить количество вагонов: часть водителей ушла на пенсию, часть уволилась, новичками удалось лишь покрыть этот дефицит. Кроме того, до конца обучения дошли только 4 человека.
Кто-то не смог освоить практику - не каждому это дано. У кого-то во время практики начались проблемы с самочувствием - работа напряжённая как в нервном, так и в физическом плане рассказывает собеседник.
Итак, жителям Нижнего Тагила обещали, что «в результате реализации проекта электротранспорт Нижнего Тагила будет соответствовать самым высоким стандартам комфорта, энергоэффективности и безопасности». Если о достижениях «Тагильского трамвая» в вопросах энергоэффективности информацию получить не удалось, то о безопасности и комфорте данного вида транспорта можно судить по фото и видеоматериалам, представленным выше. И теперь редакция TagilCity.ru предлагает своим читателям оценить реализацию проекта «Тагильский трамвай» по 5-балльной шкале.
// <![CDATA[VK.Widgets.Poll("vk_poll", {width: 300}, "237923195_5a2c6f5b809041e802");// ]]>
© Александра Постоногова, TagilCity.ru