Posted 1 ноября 2016, 11:10
Published 1 ноября 2016, 11:10
Modified 19 августа, 22:15
Updated 19 августа, 22:15
В федеральном государственном образовательном стандарте есть целый перечень необходимого оборудования для обучения детей-инвалидов в обычных школах.
Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено... Для детей, которые нуждаются в уходе, предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки для гигиенических процедур. Для глухих детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью должны быть подобраны индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты, звукоусиливающая беспроводная аппаратура для групповых занятий, FM - системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи; индукционные петли... Глухие обучающиеся, имеющие нарушения зрения, в соответствии с ИПР должны быть обеспечены проекционными увеличивающими аппаратами; очками, лупами, тростями, ходунками, приборами эхолокаторами, ориентировочными тростями, приборами для рельефного рисования; грифелями и приборами для ручного письма; компьютерами и машинками со шрифтом Брайля... В организации должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.) значится в ФГОСе.
Сейчас в Нижнем Тагиле, по данным официального сайта управления образования, работают 64 школы. Как рассказали редакции в управлении, в 27 из них (42% от общего числа) имеются специальные кабинеты для проведения коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. В 12 школах (19%) есть специализированное оборудование, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
С 2011 года в городе реализуется Государственная целевая программа РФ «Доступная среда». В 12 общеобразовательных учреждениях: Центре образования № 1, Гимназии № 18, школах №№ 40, 20, 5, 30, 81,50, №36, Лицее №39, Политехнической гимназии, начальной школе-детском саду №105 была создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом сообщили TagilCity.ru в управлении образования Нижнего Тагила.
В образовательных учреждениях, по данным чиновников, проведены следующие мероприятия:
Доля школ города Нижний Тагил, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений составляет 20%.
Все вновь открытые детские сады имеют пандусы для удобного спуска и подъема детей-инвалидов, помещения оборудованы расширенными дверными проемами, современной регулируемой по росту детей мебелью, спортивным и игровым инвентарем, способствующим полноценному развитию и коррекции детей.
В муниципальных образовательных учреждениях создаются специальные условия для получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе реализуются адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, имеются учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, для проведение групповых и коррекционных занятий рапортуют специалисты.
Известно, что в школах Нижнего Тагила, где созданы классы для детей с ОВЗ, работают учителя-логопеды и дефектологи.
С целью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, в дошкольных образовательных учреждениях работают учителя-логопеды – 96 человек, учителя-дефектологи – 14 специалистов, педагоги-психологи – 31 человек говорят в управлении образования.
Это официальная информация. Чтобы узнать, как в реальности обстоят дела, редакция TagilCity.ru пообщалась с родителями детей-инвалидов.
Получается, что на данный момент не все учебные заведения города готовы принять детей с различными заболеваниями. И, попадая в школу по прописке, ребенок с ОВЗ не всегда оказывается в учреждении с адаптированным пространством. Дарья Захарова - мама дошкольницы с длинной историей болезни, тремя пережитыми остановками сердца и сложностями с передвижением и зрением - рассказала TagilCity.ru о имеющихся проблемах в обучении:
Моя дочь сейчас посещает подготовительные курсы в школе. Наш класс находится на 3 этаже школы, а лифта нет. Не обустроены поручнями и туалеты - ребенку приходится садиться на грязный унитаз.
Примечательно, что 7-летняя Варвара Захарова - ребенок с ОВЗ, но очень жизнерадостный и целеустремленный: девочка занимается плаваньем в центре адаптивного спорта Нижнего Тагила, уже имеет призовые места и в целом готова активно социализироваться - учиться и общаться с другими детьми. Но не везде для этого есть подходящие условия.
Варвара Захарова - Номинант Премии «Человек года 2016» (За Силу духа. Дети)
У нас на подготовительных курсах есть физкультура. В зале она занимается, а вот зимой лыжами - уже не сможет. В школе не учтено, что дети-инвалиды имеют возможность заниматься ЛФК, но не могут заниматься ОФП. Ребенок способен ходить на физкультуру, но в школе просто нет программы. В итоге она остается сидеть в классе.
По словам мамы дошкольницы, сложности с инклюзивным образованием испытывают не только сам ребенок или его семья. Для помощи детям по закону предусмотрены должности тьюторов - специалистов, которые сопровождают детей в процессе обучения. Однако, по данным управления образования, на весь Нижний Тагил - всего 1 тьютор.
Тьютор по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью имеется в начальной школе-детском саду №105, которая в 2016-2017 году начала реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В итоге все ложится на плечи одного педагога:
У нас в классе один ребенок с ОВЗ, конечно, учительница помогает ей. А если бы у нее в классе таких детей было трое? Учитель в одиночку уже не сможет справится говорит Дарья Захарова.
Тем не менее, за работу с особыми детьми педагоги получают надбавки:
В соответствии с п. 2, 4 ч. 59 гл.5 Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении и подведомственных управлению образования Администрации города Нижний Тагил (утверждено Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 06.06.2014 № 1047-ПА), установлены доплаты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы в следующих размерах: 15% – педагогическим работникам за работу в специальных (коррекционных) отделениях, классах, группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 20% – учителям и другим педагогически работникам за индивидуальное обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) сообщают в управлении образования.
Кроме того, педагогов Нижнего Тагила готовят к работе с особыми детьми.
Педагоги проходят повышение квалификации, переподготовку по вопросам организации обучения детей с ОВЗ. На сегодняшний день 26% педагогов и руководителей образовательных учреждений повысили квалификацию по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа будет продолжена. Кроме того, педагоги и специалисты муниципальных образовательных учреждений принимают участие в работе городских методических объединений педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. В рамках работы городских методических объединений обсуждаются актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Специалисты муниципальных образовательных учреждений принимают участие в региональных научно-практических конференциях, окружных педагогических чтениях, круглых столах сообщают чиновники.
Анастасия Болотова, мама юного тагильчанина с кохлеарной имплантацией, рассказала, что и сама активно помогала педагогам научиться работать с её сыном:
Я предоставила материал в садик, что такое кохлеарная имплантация, ознакомила воспитателей и рассказала, как пользоваться имплантатом: чтобы воспитатель был увереннее в отношении моего ребёнка, подружился с ним. У нас хорошие воспитатели попались: они деткам рассказали, что такое у Славика и для чего он нужен. Все отнеслись с пониманием! -- говорит тагильчанка.
К появлению в обществе ребенка-инвалида ученики относятся по-разному. Например, юного тагильчанина с нарушением слуха сверстники воспринимают без негатива:
Наш сын ходит в садик, а также занимается танцами - и с ним все дружат, помогают ему. Как будет в школе - не знаю, но сейчас у нас с этим все хорошо, -- рассказывает еще одна тагильчанка - мама дошкольника Славы Болотова.
Вячеслав Болтов - Победитель Премии «Человек года 2016» (За Силу духа. Дети)
А вот будущие одноклассники Вари Захаровой недовольны тем, что учитель помогает девочке нести портфель на 3 этаж школы.
Учителю приходится помогать носить портфель моей дочери. Учитель взяла на себя эту функцию. Это, конечно, индивидуальный подход, иное отношение. Однако другие дети теперь начинают спрашивать: «почему ей так можно, а мне так нельзя» говорит собеседница редакции.
Почему дети по-разному относятся к сверстникам с ОВЗ? У специалистов есть свое мнение на этот счет:
Одно дело - ребенок с нарушением слуха, например. Он ходит в слуховом аппарате, и визуально это не критично для его одногруппников или одноклассников. А вот если у ребенка ДЦП или иные заболевания, которые внешне более заметны, - дети далеко не всегда готовы принимать и понимать «других» детей. Они могут бояться или даже испытывать негативные эмоции. И с этим им должны помогать справляться их родители говорит воспитатель одного из детских садов Нижнего Тагила.
Именно в такой ситуации оказалась Варя Захарова: не только сами дети, но и некоторые родители ее сверстников встретили девочку без энтузиазма.
Родители будущих одноклассников между собой обсуждают, что нужно ей помогать, никаких отрицательных эмоций у них нет. А вот ранее - в детском саду - было такое, что некоторые родители категорически были против совместного обучения: они говорили, что инвалид в группе портит эстетическое восприятие жизни их детей вспоминает Дарья.
Очень многое детям передается от родителей: именно с них малыши и берут пример в жизни. Поэтому еще одна сторона отношений внутри инклюзивного образования - отношение взрослых к ребенку с ОВЗ. Не только дети - далеко не все взрослые люди способны адекватно воспринять инвалида, причем любого возраста.
Тем не менее, в городе активно ведется работа по развитию толерантности, в том числе у детей:
Детская организация ДУМА в школе №95 создана давно, а потому имеет свои традиции. К ним относятся и праздники, благодаря которым у нас много друзей: это и ветераны клуба «Фронтовичка», и пенсионеры «Золотой осени», ребята детских домов, а так же взрослые и дети Дзержинской районной организации Всероссийского общества инвалидов. В состав ДУМА входят учащиеся с 5 по 11 класс, как и в ВОИ. Совместные праздники (День Знаний, День именинника) проходят всегда с песнями, танцами и играми, а также застольем и вручением подарков. Учащиеся школы с удовольствием организовывают программы для деток-инвалидов, стараются адаптировать под них подвижные игры и получают массу удовольствия при общении. Ведь ребята с ОВЗ - это такие же дети, которые также любят веселится, играть, танцевать. Любят собирать конструктор и рисовать, отгадывать загадки и надувать шарики. А главный плюс в общении - здоровые дети понимают тех, кто ограничен в возможностях. После общения с детьми с ОВЗ наши ученики стараются проявить больше заботы, становятся гораздо внимательнее рассказывает TagilCity.ru старшая вожатая школы №95 Регина Казанцева.
Мы дружим с разными школами, к нам регулярно приходят с концертами, познавательной и праздничной программой ученики 41 и 95 школ. Дети вместе проводят время: читают стихи, поют, танцуют, играют в различные игры. Такое общение важно как для детей с особыми потребностями, так и для простых ребят. И еще неизвестно, кому это общение приносит больше пользы - детям из нашего общества инвалидов или юным гостям из школ города говорит председатель ДРО ООО «ВОИ».
© Александра Постоногова, TagilCity.ru