Posted 16 мая 2023,, 07:57

Published 16 мая 2023,, 07:57

Modified 16 мая 2023,, 08:00

Updated 16 мая 2023,, 08:00

Национальный проект «Экология» споткнулся о евроконтейнер для ТКО

Национальный проект «Экология» споткнулся о евроконтейнер для ТКО

16 мая 2023, 07:57
Фото: Пресс-служба ООО «Компания Рифей»
К установке современных контейнеров оказались готовы все. Производители емкостей для ТКО, производители специальной техники, собственники контейнерных площадок, но не российские чиновники. Они так и не увидели несовершенство нормативов в отношении коммунальных машин.

В 2019 году Россия начала переход на технологичное обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Одной из визитных карточек реформы стали евроконтейнеры для сбора и хранения ТКО. Новые емкости — баки из пластика с крышкой — повсеместно устанавливают на контейнерных площадках.

Переоборудование контейнерного парка потребовало наличие специализированной техники, которая способна быстро и эффективно выгружать из них мусор. Тысячи современных представленных транспортными компаниями мусоровозов вышли на линии.
Все они оборудованы специальным кузовом (муросборником) с гидравлической системой опрокидывания контейнеров и прессования ТКО для уменьшения их объема. Наиболее распространенным является мусоровоз российских производителей на базе КАМАЗ-53605 (шасси). Если без дополнительного оборудования и ТКО такой автомобиль весит всего 6,9 тонн, то при полной загрузке его вес увеличивается до 20,5 тонн.

В компании «ТКО-сервис», которая обеспечивает вывоз отходов в северных территориях Свердловской области и в Нижнем Тагиле, основной парк состоит именно из таких машин.

Техника манёвренная, надёжная, позволяет быстро выполнять работу на площадках, освобождая баки, рассказал заместитель директора по производству Андрей Пропп.

Для евроконтейнеров другого варианта разгрузки, кроме как с задней части грузовика, нет. Все аналоги состоят примерно из одного и того же технологического оборудования. Важной частью которого является гидравлика, опрокидывающая контейнер в кузов автомобиля и гидравлический пресс. 

По словам Андрея Проппа, без пресса машины переполнялись бы отходами уже с первых 3-х контейнерных площадок. Утяжелённая задняя часть грузовика из-за навесного оборудования и пресса дает нагрузку на заднюю ось. Производитель её определил в 13 тонн.

С 2019 года региональные операторы по обращению с ТКО обращаются в разные инстанции, так как мусоровозы для евро контейнеров не проходят по нагрузке на заднюю ось требования весового контроля на федеральных и региональных трассах. Установленный вес на одну ось для грузовиков в России составляет 10 тонн +10%. Если по передней оси производитель указал нагрузку 7,5 тонн, то шасси с гидравликой и прессом не может оказаться меньше допустимых 13 тонн.

Региональные операторы предлагали включить мусоровозы в перечень минтранса России. Сейчас в нем находится военная техника и спецмашины МЧС. Их не штрафуют за передвижение по дорогам тяжеловесов. Штраф на 1 автомобиль за одно такое нарушение составляет от 150 до 400 тысяч рублей. Проще не выезжать на линию, а отказаться от евроконтейнеров и оборудованных для них грузовиков.

«Скинуть» вес, сократить нагрузку на заднюю ось никак не получится. Просто машина не сможет разгружать евроконтейнеры, которые повсеместно стоят на площадках, — уточнил замдиректора ООО «ТКО-сервис» Андрей Пропп.

В ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» считают, что проблема «нагрузки на ось» является системной и требует решения на уровне федерального центра.

Сопредседатель экологического общества «Зеленый щит», главный редактор ИА «Уральский меридиан» Александр Аникин считает, что вся отрасль «идет в ногу», отвечая основным целям нацпроекта «Экология», а Минтранспорта России — «не в ногу».

Не думаю, что чиновники считают, что стоит отказаться от евроконтейнеров и найти им замену. Но как организовать их разгрузку, чтобы не нарушать норматив, специалисты минтранспорта никому не рассказывают. Может они и знают еще какой-то способ освобождения контейнерных площадок от ТКО, но ни с кем этим ноу-хау не делятся, — сказал Александр Аникин.

За 4 года уже сменился не один кабинет министров России, а проблема так и остается нерешенной.

"