Posted 19 мая 2021, 14:48

Published 19 мая 2021, 14:48

Modified 19 августа, 22:41

Updated 19 августа, 22:41

Музейный узел и наука: тайны работников музея изобразительных искусств Нижнего Тагила

19 мая 2021, 14:48
Как музейщики организовывают выставки, крепят экспонаты к стене и зачем музею наука, рассказали TagilCity.ru сотрудники музея изобразительных искусств Нижнего Тагила.

«Мы не соавторы, мы просто помогаем»

Реставратор Антонина Наседкина - человек, который сохраняет культурные ценности, наблюдает за сохранностью произведений живописи, готовит картины к выставкам, при необходимости оказывает помощь, проводит плановую реставрацию картин.

По словам реставратора, проблемы возникают, когда картина неправильно хранится, транспортируется, переносится, а еще зависит от того, какой у экспоната до этого был хозяин до момента попадания в музей.

Картины живут по нескольку сотен лет, поэтому сложностей много. Картина — это живой организм, который реагирует так же, как человек, на перепады температуры, содержание химии в воздухе, перевозки, переноски. От сотрясения у нее появляются всякие повреждения, страдает красочный слой,сказала Антонина Наседкина.

Реставраторы работают в соответствии с кодексом профессиональной этики. Основной принцип этой профессии — не навреди. Как доктор, пояснила Антонина, если ты не знаешь, как с этой проблемой справиться, отложи, просто картина должна дождаться своего времени, появятся новые возможности, методики - подходы к реставрации.

В музее работают 2 реставратора скульптуры, 2 - живописи. Реставраторы не имеют права привносить что-то свое в произведение искусства.

Мы работаем строго в пределах, в рамках утрат. Мы не соавторы, мы просто помогаем — восстанавливаем. Есть повреждение, мы его устраняем. Осыпался кусочек на картине, мы потихонечку, осторожно, очень внимательно его укрепляем, подводим грунт строго в пределах утрат и строго в пределах этого нового грунтика мы ее тонируем — то есть восстанавливаем живопись,поделилась с TagilCity.ru Антонина Наседкина.

Они обеспечивают оптимальные условия хранения

Когда в 1944 году создавался Нижнетагильский музей изобразительных искусств в штате музея был только один хранитель. Сегодня - когда фонды составляют около десяти тысяч– хранителей уже пять, в том числе, главный хранитель, который совмещает хранение коллекций «Графика» и «Отдел современный течений», хранитель коллекции «Живопись», хранитель коллекции «Декоративно-прикладного искусства», хранитель коллекции «Скульптура». Музейный хранитель коллекции «Живопись» Лариса Смирных объяснила TagilCity.ru основные функции деятельности.

В музее круг обязанностей хранителя выставок совмещает зав. выставочным отделом. В ее обязанности входит многое. Она планирует и предлагает к утверждению план выставок на год. Надо отметить, что в музее проходят выставки не только из нашей коллекции, но и внешние. Все начинается с переговоров с музеями и отдельными художниками. Когда согласие сторон достигнуто , то зав. выставочным отделом занимается документами, связанными с приемом / передачей произведений.

Также хранитель выставок вместе с хранителями коллекций контролирует и обеспечивает оптимальные условия хранения: идеальные условия для экспонирования произведений искусства - полностью закрытое помещение для доступа естественного света. Установлены свои уровни освещенности для предметов из разных материалов.

Например, для тканей, газетной бумаги и акварели она не должна превышать 50 лк, для масляной живописи - 150 лк, норма температурного режима 18-20 гр., влажностного 40-50 мм. ртутного столба. Для того, чтобы произведения долго жили, им нужны идеальные условия для экспонирования — это полностью закрытое помещение для доступа естественного света. Естественный свет, ультрафиолет, разрушает красочный слой, и если на произведение будет долго попадать лучи солнечного света, то в конце концов красочный слой разрушится, и произведение погибнет, отметила Лариса Смирных.

В музее очень важно важно следить, чтобы ни одно произведение не было повреждено. Для этого в залах находятся смотрители, которые и несут ответственность за целостность экспонатов: музейные предметы нельзя трогать руками, близко приближаться, так как резко повышается влажность, ведь человек дышит.

Поэтому мы стремимся остеклить все произведения живописи, находящиеся в экспозиции. По графику проводится обеспыливание не только экспонатов - это дело хранителя, но и рам, что выполняют смотрители, температуры и влажность поддерживают кондиционеры, систематически убираются и полы, сказала собеседница.

По словам Ларисы, сотрудники также следят, чтобы ни одно произведение не было повреждено посетителями. Для этого в залах находятся специальные люди — смотрители. Их обучают, как нужно вести себя с посетителем, реагировать на опасность.

Каждый день утром и вечером идет прием передачи произведений в экспозиции смотрителем. Музейщики обучены также урегулировать недоразумения, которые могут быть с посетителями.

Иногда музейные произведения перевозят на выставки. По словам хранителя, транспортировка экспоната — непростое дело.

Если в наш музей приходит запрос с просьбой предоставить работу на выставку, то собирается Эксперто-фондовая комиссия, которая, прежде всего, оценивает состояние самого произведения. Если состояние сохранности удовлетворительное и произведение может быть выдано, то оговариваются условия, которые согласуются двумя сторонами: определяется страховая стоимость, условия транспортировки произведения, сроки и условия экспонирования. Далее - пакет документов отправляется в Управление культуры города, которое дает разрешение (или отклоняет) на выдачу произведения на выставку,упомянула Лариса Смирных.

Если состояние произведения признается удовлетворительным, то произведение может быть выдано. Но выдвигаются требования, которые согласуются двумя сторонами. Также отправляют документы в управление культуры города, которое одобряет или нет выдачу произведения.

Транспортировка - это также краеугольный камен в данной ситуации: если не соблюдаются выше оговоренные условия, то работа на выставку не пойдет: а требуется: передать – принять в присутствии хранителя и реставратора сохранность произведения, иметь качественные ящики для упаковки и упаковочный материал; ящик обязательно опечатывается, машина должна быть обеспечена системой климат-контроля на протяжении всего пути следования и сопровождаться вооруженной охраной, упомянула Лариса Смирных.

При соблюдении необходимых условий музей изобразительных искусств делится своими выставками с другими учреждениями культуры.

Секреты проведения выставок в музее

Надежда Гундырева — заместитель директора по основной деятельности и развитию. Научный сотрудник музея рассказала, как проводятся выставки. Выставочный план формируется как минимум за полгода до начала.

Предложения о выставках поступают разные. Первое, это тагильские художники, которые пишут заявление с просьбой том, чтобы в наших залах экспонировать свои произведения. Выставки бывают разные: персональные тематические групповые. И если эти выставки, как мы думаем, заинтересуют наших зрителей, мы, конечно же, не отказываем,сказала Надежда Гундырева.

На самом деле у музея есть муниципальное задание, по которому он должен создать определенное количество выставок в год, а именно 61, часть из которых обязательно должна представлять зрителю музейную коллекцию. Поэтому в годовой выставочный план обязательно включаются выставки произведений из коллекции музея.Также в музее проводятся выставки, привезенные из других музеев или частных коллекций. Музейные работники общаются с коллегами из других музеев, договариваются на взаимовыгодных условиях и выставляют произведения.

Если выставка готовится по просьбе художника или коллекционера со стороны, то вырабатывается общая концепция. Экспозицию в зале чаще всего создают сотрудники музея. Происходит это потому, что у выставочного зала нет ни одного прямого угла, а музейщики понимают, как эффектнее в нем раскрыть содержание выставочного проекта.

На каждую выставку обязательно назначается куратор. Он собирает команду и начинается обсуждение концепции. Она связана с соединением смыслов, характеров, ритмов, представление, как это будет выглядеть в экспозиции.

Отбор произведений, как их разместить, как их содержательно «столкнуть» или, наоборот, заставить «говорить в унисон» — это настоящий творческий акт, который бывает весьма бурным, но главное - плодотворным. В нашем музее традиция создавать таким образом выставки - давняя,сообщила Надежда Гундырева.

Когда коллегиально все договорились, все документы собрали, начинают готовить экспозицию. Готовится сценарий открытия выставки и представление зрителям разных категорий.

Особый музейный узел

Для развешивания картин, по словам Надежды Гундыревой, в музее есть специальная подвесная система. В нее входят штанги, а экспонаты развешивают на веревки, закрепляя музейными узлами. Такой особый узел позволяет передвигать картину — делать ее выше или ниже, когда она уже висит.

У него особая технология. Он необходим, чтобы с одной стороны, при развеске произведение легко было приподнять и опустить, а с другой - надежно закрепить в подвесном состоянии,поделилась Надежда Гундырева.

Ценность освещения

Важной частью экспозиционного пространства научный сотрудник назвала освещение. На сегодняшний момент в музее происходит замена освещения.

Освещение обязательно должно быть образным началом всей выставки. С освещения начинается восприятие всего экспозиционного пространства,отметила научный сотрудник.

В залах музея есть верхний свет, который проникает сквозь стеклянный потолок. Надежда Гундырева отметила, что верхний свет дает правильное восприятие того, что происходит в зале. Но иногда стеклянная крыша перекрывается, чтобы создать образное ощущение темноты с подсвеченными участками произведений.

У экскурсовода к каждому посетителю свой подход

Дарья Алексеева ответственная в музее за экскурсии. Собеседница TagilCity.ru заметила, что к разным посетителям у сотрудников музея свой подход. Для детей готовят заранее программу с учетом возраста. Музейщики обдумывают разные игровые элементы, интерактивные задания, подключают дополнительные методические материалы и пособия, мультимедиа.

Каждая возрастная группа придерживается своих вкусов. И на рок-концерт вряд ли придет много людей пенсионного возраста, а на научный лекторий — молодежь.

Если говорить об обычной экскурсии, экскурсовод всегда адаптирует свой рассказ под ту аудиторию, на которую он вещает. Даже если это одна и та же экскурсия, по одному и тому же залу, по одним и тем же экспонатам, экскурсовод адаптирует язык своего повествования,сказала экскурсовод.

Забавные ситуации на экскурсиях происходят обычно с детьми. Они могут подойти к экскурсоводу, обнять его, сказать что-то приятное.

Иностранцы в музее ИЗО

Иногда на экскурсии приходят иностранные жители. По словам Дарьи, экскурсия отличается тем, взаимодействие сразу идет и с гостем, и с его переводчиком.

Выбирается самые интересные, самые ценные экспонаты и максимально просто доступно излагается все. Нужно объяснять так, чтобы переводчик смог объяснить. Как правило, они не имеют специализированного образования — художественного, искусствоведческого, поэтому нужно объяснить так, чтобы было понятно гостю музея,поделилась с TagiCity.ru собеседница.

Среди посетителей музея изобразительных искусств достаточно обширная география: Англия, Норвегия, Швейцария, Германия, Соединенные Штаты Америки.

Наука в основе деятельности

В музее наука является основой. По словам Надежды Гундыревой, реставрация, выставочная деятельность, хранительская деятельность — наука пронизывает все. Произведения музея не находятся в перманентном состоянии, они изучаются.

Сотрудники музея ИЗО пытаются разными путями донести искусство до гостей.

Музеем в 2017 году был создан сайт «Сквозняк из прошлого. Истории музейной коллекции», где сотрудники музея написали уникальные тексты о почти 500 произведениях из коллекции музея. В них собран уникальный материал, который заинтересует любого зрителя – его интересно читать,поделилась научный сотрудник.

Научные сотрудники понимают, что несут ответственность за каждое сказанное слово в области изучения произведений и представления их зрителям. Поэтому за любой даже маленькой выставкой стоит глубокое научное исследование.

В музее изобразительных искусств созданы и хранятся паспорта на все произведения, собираются архивные папки по всем тагильским художникам, записываются все открытия, которые музейщики находят. В музее пишут книги о художниках Нижнего Тагила, создают каталоги произведений из коллекции музея.

Музей изобразительных искусств хранит много тайн скрытых от тагильчан, но услышанных редакцией TagilCity.ru.

Подпишитесь