Posted 21 декабря 2012,, 11:00
Published 21 декабря 2012,, 11:00
Modified 14 декабря 2023,, 15:54
Updated 14 декабря 2023,, 15:54
Дума Нижнего Тагила приняла проект главного финансового документа города на 2013 год. При этом часть предполагаемых доходных источников администрация муниципального образования подтвердить не смогла. Наведение порядка в бюджетном процессе муниципалитета идет с заметным трудом. Если после избрания мэром Сергея Носова чиновники до сих пор не могут определить, откуда в бюджетных документах «бродит призрак» профицита, то сегодня депутаты отменили свое же решение о повышении с 01.01.2013 зарплат бюджетникам. Глава города Сергей Носов и вовсе высказался против публичного обсуждения проекта нижнетагильской казны.
Параметры предлагаемого чиновниками администрации проекта бюджета-2013 накануне прошли все стадии обсуждения в профильных комиссиях нижнетагильской думы. Однако итоговое рассмотрение проекта документа пришлось проводить за полтора часа до начала пленарного заседания и с непосредственным участием главы города. Напомним, за день до этого вице-мэр Нижнего Тагиле по финансовым вопросам Евгения Черемных фактически сорвала планируемое обсуждение на думской комиссии.
Как выяснилось уже позже, аппаратный инцидент произошел не только из-за того, что чиновница по неизвестным причинам не явилась к указанному времени на встречу с депутатами. Мэрия, в нарушение положений регламента, все это время продолжала вносить поправки в представленный на обсуждение документ, а о последних изменениях параметров бюджета депутаты узнали только утром 20 декабря, подтвердил в своем выступлении на пленарном заседании думы местный спикер Александр Маслов.
К сожалению, не все источники пополнения доходной части бюджета подтверждаются и сегодня. Администрация города не смогла подтвердить, в частности, реальность получения доходов на сумму в 470 миллионов рублей. И эти средства, соответственно, не могут быть задействованы уточнил депутат Вячеслав Горячкин.
В итоге общий объем предполагаемых доходов составил сумму в 7 миллиардов 594 миллиона рублей, а за запланированные расходы – на 350 миллионов рублей больше. Депутаты давно окрестили главный финдокумент города как виртуальный: уже второй год подряд бюджет определяется как дефицитный, а промежуточные итоги его исполнения свидетельствуют о наличии профицита средств.
Мы в прошлом году ожидали закончить финансовый период с дефицитом в 200 миллионов рублей, а получилось - только минус 18. Если закончим 2012 год с дефицитом 440 миллионов рублей, да еще и притянем в следующем 350, то это будет очень обременительно для нашего бюджета посетовал на заседании гордумы председатель комиссии по бюджету Олег Бахтеев.
А между тем, более точные показатели исполнения финансового года прогнозировать уже никто не берется. Информация об исполнении бюджета есть только по итогам 9 месяцев текущего года, но наличие дефицита средств при этом не наблюдается. Наоборот, налицо факт устойчивого роста междуквартального профицита - от 200 миллионов на 01.04.2012. и до 550 миллионов рублей на начало четвертого квартала.
А я считаю, работа над бюджетом только начинается. Никого не шокирую? Нам проще было сделать бюджет – маленький, простой и ни о чем. То есть, без особых обязательств. Может быть, это и правильно. Меньше дебатов, меньше дискуссий. Я вообще против открытого обсуждения не хотел, наверное, но все равно шокировал своим заявлением всех присутствующих в зале заседания депутатов, чиновников, представителей СМИ господин Носов.
Кстати, представители медиа выслушали и откровенные упреки мэра в необъективном освещении действительности, и одновременно желание «завалить» полезной информацией. В разумных, правда, пределах.
Зачем мне читать в каком-нибудь СМИ, о чем я думаю и что сказал? А если говорю то, что думаю, и это попадает в СМИ, какой смысл? продолжал вопрошать журналистов градоначальник.
Впрочем, свою позицию о несовершенности бюджетных процессов мэр все-таки сумел объяснить. Накануне глава города Сергей Носов побывал на совещании у губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, где в числе прочего обсуждалась тема о перспективном перераспределении полномочий между федеральным центром и регионами в свете недавних заявлений президента РФ Владимира Путина. Тагильского мэра заинтересовал вопрос о том, как будут учтены в местных бюджетах некоторые положения послания президента.
В наш регион, по предварительным данным, планируется передать отчисления по налогу на прибыль. Представляете, какие это деньги могут быть? А какое перераспределение будет в пользу муниципалитетов? Это и есть цена полномочий и ответственности муниципальных образований. Весь вопрос в балансе полномочий и финансов. Полномочия без финансирования – это только ответственность, но без ожидаемого результата заявил глава Нижнего Тагила.
Города-доноры, если судить о налоговых отчислениях крупнейших промпредприятий, расположенных на территории муниципального образования. Возможно, продолжает надеяться мэр, город и получит в перспективе дополнительные средства финансирования. В финансировании нуждаются программы по сносу ветхого жилья, например. А в Нижнем Тагиле ветхими строениями, кстати, в соответствии с актуальными техническими требованиями, можно считать почти 40% жилфонда, построенного свыше полувека назад. Аналогично и с другим требованием президента РФ о неуклонном повышении трудовых доходов работников бюджетной сферы.
Более того, следует понимать, что спрос с муниципалитетов за президентские установки будет ужесточаться (об этом отчетливо дал понять губернатор на встрече с главами муниципалитетов). И Носов поначалу предложил депутатам рассмотреть вопрос о повышении зарплаты бюджетников уже с января следующего года в ущерб другим расходным статьям пока небогатой горказны. Но это была скорее провокационная идея в противовес желания группы местных народных избранников поднять планку доходов работников учреждений культуры на 11%.
В ходе дальнейшего обсуждения светлого будущего тагильских бюджетников решено было по итогам работы в первом квартале 2013 года – зарплаты повысить за счет средств местного бюджета, но в первую очередь с учетом интересов низкооплачиваемых работников. Тех, чьи официальные трудовые доходы сегодня не дотягивают до прожиточного минимума. То есть младшего обслуживающего персонала бюджетных учреждений.