Posted 15 ноября 2012,, 10:10

Published 15 ноября 2012,, 10:10

Modified 14 декабря 2023,, 15:54

Updated 14 декабря 2023,, 15:54

В Нижнем Тагиле помнят полковника Горошникова: исполняется 40 лет со дня его подвига

15 ноября 2012, 10:10
В воскресенье, 18 ноября, испол­нится сорок лет с того дня, когда при исполнении служебных обя­занностей погиб заместитель начальника УВД города Нижний Тагил полковник милиции Иосиф Матвеевич Горошников. Для потомков нет ничего дороже свидетельств очевидцев. Накануне круглой трагической даты со дня гибели мужествен­ного человека мы побывали на месте собы­тий вместе с полковником милиции в отстав­ке Ю. Н. Ефремовым. Вот что рассказал Юрий Николаевич.

Это было 18 ноября 1972 года. Погода стояла примерно такая же - уже был сне­жок. Сюда, к дому № 16 на улице Кирова, мы приехали ночью, когда события здесь уже развивались полным ходом. Двадцатилетний Сыромятников недавно вернулся со срочной службы, устроился на работу на Уралвагонзавод. Девушка не дождалась его - вышла замуж. Она жила где-то здесь, в соседних до­мах, которых сейчас нет. Вечером 17 ноября, а это была пятница, Сыромятникова видели нетрезвым близ этого дома вместе с несосто­явшейся «невестой».

Родители Сыромятникова работали на за­воде Куйбышева, помню, что мать - вахте­ром. Жила семья на втором этаже, в запад­ной части дома, туда со двора вела лестница из шестнадцати ступеней. Вторая смена на заводе заканчивалась в час ночи, поэтому родители поднялись к своей квартире во вто­ром часу. Сын отказался открывать дверь и только кричал, что убил человека и намерен свести счеты с жизнью. Родители требовали открыть дверь, в ответ сын выстрелил по дверям из ружья.

Старшим Сыромятниковым не оставалось ничего другого, как обратиться в дежурную часть 3-го отделения милиции, тем более что сын произвел еще несколько выстрелов из окна. Вскоре к дому подъехала дежурная машина райотдела. И снова из окна загремели выстрелы. Были ранены водитель и дежурный старший лейтенант милиции Александр Тадеев. Он сообщил по рации, что действительно совершено преступление, милицейская машина обстреляна и надо срочно высылать милицейский наряд.

Отец Сыромятникова сказал милиционерам, что в квартире два ружья 12-го калибра около полутора сотен патронов, заряженных пулями, дробью и картечью. Это сообщение было передано дежурному оператору УВД Нурие Нургалиевой, и об этом стало известно руководству тагильский милиции. Начальник УВД Николай Семенович Хорьков в это время болел, поэтому операцию возглавил полковник милиции Иосиф Матвеевич Горошников, бывший в то время заместителем начальника управления. Я в то время занимал должность начальника штаба, и Горошников заехал за мной.

Была сформирована оперативная группа. С помощью мегафона родители стали угова­ривать сына бросить оружие, сдаться, мол, надо во всем разобраться и так далее. Но в ответ слышалось одно: «Я убил человека и никого сюда не пущу!»

После длительных переговоров, которые ни к чему не привели, всех жителей вывели из дома. В доме слева, которого сейчас нет, занял боевую позицию снайпер, но огонь не открывал, хотя Сыромятников периодически стрелял из всех окон.

Проникнуть в квартиру с оборонявшимся из соседнего помещения не представлялось возможным, поскольку имевшаяся там дверь была капитально заделана.

В это время два автоматчика поднялись по лестнице на площадку, где была дверь в квартиру Сыромятниковых, и держали ее под прицелом. В это время продолжались пере­говоры. Потом решили выкурить обороняв­шегося шашками со слезоточивым газом. Их бросали в окна с разбитыми стеклами, но Сы­ромятников тут же выбрасывал их обратно. Подоконники в квартире были расположены высоко, стены - метровой толщины, поэтому злоумышленник спокойно передвигался по дому, чуть пригнувшись.

Затем был произведен выстрел газовым баллончиком в квартиру из ракетницы. Там начался пожар. В квартиру направили струю воды из пожарного ствола, и возгорание уда­лось ликвидировать. Поскольку Сыромятни­ков заявлял о совершенном убийстве, к дому была вызвана «скорая помощь» и, как поло­жено в таких ситуациях, пожарная машина.

В четвертом часу с Уралвагонзавода при­был танк - с руководством предприятия до­говорился полковник Хорьков. Броневая машина вошла во двор, и механик-водитель под прикрытием люка стал бросать шашки с газом в окна. Но Сыромятников успевал вы­кидывать их обратно.

Горошников сказал, что надо выкуривать стрелка из квартиры, поскольку скоро пой­дут на работу люди, и нельзя подвергать их жизни опасности. Иосиф Матвеевич под­нялся на площадку к массивной двери и выстрелил из пистолета во врезной замок. Замок отлетел, и дверь открылась.

За дверью Сыромятниковым была соо­ружена баррикада из стульев, тумбочек и прочих вещей, около полутора метров вы­сотой. Решили пустить в квартиру служебно-розыскную собаку по кличке Мухтар. Мухтар прыгнул на баррикаду, и в это время раздал­ся выстрел. Визжа, пес выкатился обратно, волоча за собой кишки. Его пришлось при­стрелить, чтобы избавить от дальнейших му­чений.

Тогда Горошников отдал приказ автомат­чикам, которые лежали на верхних ступенях, открыть огонь. Стреляли внутрь квартиры, по баррикаде. Там что-то загрохотало, а потом наступила тишина. Она длилась несколько минут. Полковник Горошников, решив, что преступник или убит, или тяжело ранен, шаг­нул к дверному проему. В это время раздался роковой выстрел. Сыромятников стоял спра­ва от дверей с поднятым ружьем...

Тело полковника оттащили от дверей. За­тем снова начались переговоры, снова разда­лись изнутри выстрелы, и все затихло.

Стало ясно, что наступила развязка. Когда разобрали баррикаду, то увидели застрелив­шегося Сыромятникова, в стол был воткнут охотничий нож. На кровати лежала обнажен­ная мертвая женщина, которая не дождалась его из армии. Что между ними произошло - никто не знает. Так закончилась эта история.

К утру на место происшествия приехало руководство области - генерал Емельянов, следователи прокуратуры.

Я и мои коллеги считаем, что Горошников действовал правильно, хотя были голоса, мол, зачем он туда сам полез! А Иосиф Матвеевич считал, что отвечает за жизнь всех своих со­трудников, поэтому должен идти первым. Это настоящий подвиг, и он был по достоинству оценен. Полковника Горошникова посмер­тно наградили орденом Боевого Красного Знамени, которым награждают людей, от­личившихся в боевых операциях. В его честь названа одна из центральных улиц Нижнего Тагила. И нынче уже в сороковой раз 18 ноя­бря будут проводиться соревнования между сотрудниками управления внутренних дел по военно-прикладным видам спорта. Команда-победительница завоюет высокую честь воз­ложить венок на могилу И. М. Горошникова.

"