Posted 27 сентября 2019, 12:02
Published 27 сентября 2019, 12:02
Modified 19 августа, 22:31
Updated 19 августа, 22:31
В 2010 году в один из цехов Нижнетагильского металлургического комбината приехал губернатор области (тогда ещё) Александр Мишарин со свитой журналистов и фоторепортёров. Рабочий Сергей Скоробогатов в тот день как раз был на смене у станка: посмотрел, как работают корреспонденты, увидел камеры и загорелся идеей обзавестись своей. Начал с Canon 7D за чуть более 30 тысяч рублей.
Начать можно очень экономно, тысяч с десять, а в дальнейшем все зависит только от ваших возможностей и желаний. Я накопил, купил и «заболел»,признаётся Скоробогатов.
Спустя девять лет Сергей пользуется Nikon D810, весь комплект имеющейся у него фототехники стоит порядка 300 тысяч рублей. Он по-прежнему работает на заводе (уже на другом), а в свободное время занимается фотографией, делает фоторепортажи для нижнетагильских СМИ и снимает, что называется, для души.
Иногда съёмки бывают часто, а иногда и месяц фотоаппарат в руки не беру. Я предпочитаю работать на обычной работе, чтобы исключительно самому решать, что, где и как я буду снимать,говорит Сергей.
Когда в июне Скоробогатова включили в топ-200 лучших репортажных фотографов на премии 35AWARDS, его руководитель, директор Высокогорского завода нестандартного оборудования, предложил сделать выставку на территории предприятия и оплатил несколько его работ. Особенно приятно, признаётся Сергей, было от того, что начальник интересуется и поддерживает творческие начинания сотрудника. В остальном фотография для него пока остаётся всего лишь хобби.
Чтобы фотография приносила доход, не так важно уметь хорошо снимать, как уметь хорошо себя продавать, а я совершенно не умею,объясняет Скоробогатов.
Ему предлагают коммерческие съёмки — свадьбы, корпоративы. Но по словам Сергея, «производство однотипных картинок», к тому же ограниченное рамками пожеланий заказчика, с творчеством мало чем связано. Впрочем, он признаётся, что в некоторых случаях пожелания заказчика могут быть интересны с точки зрения искусства.
Все, что касается искусства, — это всегда субъективно по умолчанию. Я постоянно смотрю очень много фотографий. Вкус — как навык, он, к счастью, развивается, а не дается свыше, как думают некоторые,говорит Сергей.
При должном упорстве хобби превращается в оплачиваемую работу. Это доказывает пример Александра Баркалова, который не участвует в выставках, зато нащёлкал десятки тысяч снимков на вечеринках в ночных клубах. Свой первый аппарат Konica он купил в 2008 году и с тех пор много практиковался. Первое время, как признаётся Александр, получалось плохо.
Изначально выучил инструкцию по эксплуатации от начала и по диагонали. Потом эксперименты, практика, практика, практика,вспоминает Александр.
Когда в 2009 году он стал постоянным фотографом от «Геометрии» в ночным клубах, получалось уже куда лучше, а через шесть лет и опыта, и оборудования набралось достаточно и Баркалов открыл собственную студию.
Сменил камеру, оптику, докупил вспышек, различных насадок, отражателей и синхронизаторов. Хотя нет, синхронизаторов не было, был провод, дающий выносить вспышку с «горячего башмака» камеры на небольшое удаление,поделился фотограф.
Наличие собственной площадки для фото позволило Александру получать хорошие деньги за работу. Он проводил коммерческие съёмки для ряда магазинов, в том числе «Левили» «Ижен бейби» и «Anna Verdi». При этом Александр по-прежнему не может уделять фото всё своё время, мешает «стабильность», а точнее — нестабильность оплаты. Около трёх лет назад он всё же попытался заявляться на фотоконкурсы, но это быстро привело к творческому кризису. По его словам, в тот период ему хотелось всё бросить и уехать из Нижнего Тагила.
Тогда мысль «а не делаю ли я *** (ерунду — прим. ред.)?» была приоритетной,говорит фотограф.
Баркалов не уехал. Он всё ещё живёт в Нижнем Тагиле, работает сервисным инженером, в свободное время занимается фотографией и планирует переезд студии на большую площадь.
Для меня занятие фотографией — это ни что иное как красота. Начиная от приготовления завтрака и заканчивая запуском космического корабля,объясняет свою позицию Александр.
Чтобы добиться успеха на международной арене, не обязательно «всё бросать» в Нижнем Тагиле. Георгий Майер живёт здесь и выигрывает премию за премией почти каждый год, а также открывает выставки за рубежом, при этом продолжая сотрудничать и с тагильскими галереями. Одна из таких — открытая в 2015 году Евгением Комухиным «Space Place». Здесь выставляют работы всемирноизвестных фотографов и местных начинающих талантов. Комухин также организует показы на площадках «УГОЛ» и «Бункер». Говорит, что выставки проходят очень часто — только успевай следить за появлением новым фотографов.
Технологии становятся всё более доступны. Есть возможность снимать на телефон, а также стало легче приобрести камеру. Обидно, что многие фотографы представлены локально и не выставляются. Со всеми, кто появляются в поле зрения, я с удовольствием сотрудничаю и делаю выставочные проекты,говорит куратор.
Одной из своих находок Евгений называет Сергея Гибатдинова, который рассказывает, что превый фотоаппарат Зенит-Е с объективом Гелиос 44-2 приобрёл в 15 лет в обмен на бутылку водки. Первые снимки были неудачными, да и после Гибатдинов то и дело отказывался от своего хобби — «завязывал».
Я просто не знал, как подойти к фотографии, и что в ней искать,признаётся он.
Чуть позже Сергей опять обзавёлся плёночным старой «мыльницей», на который была только кнопка спуска — нельзя выставлять диафрагму, изменять выдержку или настраивать фокус.
Только заправив плёнку, я наконец понял — нужно просто снимать. Вышел гулять по улицам и фотографировал всё, с чем выстраивался диалог без слов,поделился Сергей.
На обработку плёночного фото уходит около трёх часов: проявка, сушка, оцифровка. Потом Сергей выкладывает свои работы в Instagram и группу «ВКонтакте» NTFP, где общаются ценители «плёнки». По словам Сергея, в Нижнем Тагиле таких много.
Лично я вижу себя в Тагиле. И несмотря на все трудности, хотел бы развиваться здесь, формируя более интересную и подготовленную творческую среду для будущего поколения,признается фотограф.
Как и Гибатдинов, Георгий Майер начинал с «плёнки». Когда заканчивал Уральское училище прикладного искусства, цифровая фотография только начинала распространяться, потому Майер занимался аналоговой съемкой: проявлял пленки, печатал фотографии в лаборатории и занимался фотограммами. Первые три года после получения диплома Георгий проработал дизайнером интерьеров, параллельно занимаясь творческими проектами в составе арт группы «СУП-студия».
Выставки проходили в Челябинской галерее «Диван» и на биеннале Современного Искусства в Москве, где нас представлял известный уральский художник и куратор Владимир Селезнев,вспоминает фотограф.
После этого Георгий Майер продолжил активно заниматься фотографией, и вместе с другими тагильчанами сотрудничал: с пресс-службой МВД, с Российской Православной Церковью, с казачеством. После этого молодой фотограф продолжил уже как самостоятельный автор, увлекся модернистами и фешн-фотографией. Стал сотрудничать с зарубежными журналами.
Так я попал в мир фотографии и увидел большой потенциал в этом направлении для экспериментов и самовыражения,говорит Георгий Майер.
Финансовый вопрос при переходе на занятие только фотографией не сильно коснулся фотохудожника. Благодаря работе дизайнером, Майер уже был опытным фотографом с неплохим по тем временам студийным оборудованием и набором профессиональных камер. Тем не менее, сейчас фотограф уверен, что в современном мире реализоваться в творческой профессии не сложно.
Можно искать заказы и продавать лицензии на фото через интернет, и это открывает большие возможности. Востребованность на хороших специалистов, обладающих уникальными знаниями, будет всегда высокая во всем мире,объясняет фотограф.
По поводу авторов из Нижнего Тагила Георгий Майер высказывается с большим энтузиазмом и теплотой. Перечисляет огромное количество тагильских фотографов, которые сильно повлияли на молодое поколение.
Художник не может существовать отдельно от социума, ему нужна постоянная поддержка и взаимодействие с авторами из других городов и стран. Так что я очень рад, что наряду с Нижнетагильским музеем изобразительных искусств, у нас появились новые выставочные пространства и молодые кураторы, Ксения Павленко и Евгений Комухин, которые оказывают влияние на развитие современной фотографии в городе,делится Майер.
По словам фотографа, почти все натурщицы в его работах — это люди из художественной среды: выпускницы художественных вузов и училищ, или просто творческие люди, заинтересованные фотографией. Как признаётся Майер, эти девушки относятся с пониманием к многочасовым съемкам и сложным экспериментам со светом. Все эффекты фотограф старается выставить на месте, не прибегая к пост обработке, но уточняет, что не считает, что использовать обработку неправильно.
Я считаю, что как [французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового видения] Ман Рей экспериментировал в фотолаборатории, используя все технические возможности, которые существовали на тот момент, так и современные авторы должны использовать весь спектр современных технологий, включая фотошоп. Просто лично мне гораздо больше нравится процесс управления светом в натуре, чем работа за компьютером,объясняет Георгий Майер.
В фотоискусстве, по мнению Майера, главное — чтобы снимок достигал цели, поставленной автором, и не важно в каком жанре это осуществлено.
Если автор называет свою работу искусством, значит так оно и есть. Другое дело, что я как зритель могу с ним не согласится,заявляет известный фотограф.
В то же время куратор выставок Евгений Комухин отмечает, что фото привлекает всё больше и больше зрителей. Это, по его словам, способствует появлению новых авторов.
Они смотрят на всё это, и я уверен, что это не канет в лету и не будет пустой работой. Во многих студентах и молодых людях это затронет особую струну, и они тоже начнут снимать,прогнозирует Евгений Комухин.